Жестокие страсти Тургенева
30.12.2019
«Жестокий романс в двух действиях» Курского государственного драматического театра имени Пушкина «Месяц в деревне» – это бушующие страсти. Не совсем тот Тургенев, к которому мы привыкли по его сдержанным романам. Здесь нет того трагичного и высокого образа тургеневской женщины. Здесь скорее страсти, присущие героиням Островского и Бунина, и в какой-то степени здесь сама жизнь Тургенева, оставшаяся за кадром романов.
Да. это "жестокий романс" со всей утрированностью страстей и пошлостью, которая характерна этому жанру. Герои все хорошие люди, но смешны, когда дело касается любви. Она крутит ими, размазывает их и растаптывает. Любовь здесь никого не сдала счастливым. Это любовь-жизнь самого Тургенева, это его отношения с Полиной Виардо, его любовный многоугольник, к сожалению, даже не треугольник.
Здесь уже нужно хорошо знать не только романы, но и личную трагедию Тургенева. В одном из писем он писал о Полине Виардо, которая изменяла русскому писателю также легко, как и тратила его деньги: «Я подчинен воле этой женщины. Она давно и навсегда заслонила от меня все остальное, и так мне и надо... Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мое лицо носом в грязь».
Именно о таких страстях «Месяц в деревне» режиссера Юрия Бурэ. Как говорил Руссо: "Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся" - эта проблема блестяще и с разных сторон исследуется в спектакле. В помощь череда прекрасных романов в 1 акте. которые являются как бы эпиграфом к каждому герою, его поэтической картой.
В спектакле перед нами любовный многоугольник: помещик Исаев до одури влюблен в свою жену, Наталья Павловна позволяет ухаживать за собой другу семьи Ракитину, сама влюбляется страстно и, возможно, впервые в учителя сына Алексея Беляева, в него же влюблена и ее 17-летняя воспитанница Вера. А вот Беляев у Бурэ никого не любит. В начале кажется, что это вьюноша чистый и светлый. В конце спектакля предстает расчетливым ловеласом, этаким игроком женских сердец, недаром же он так ловко тасует карты в финале пьесы.
Вся история вертится вокруг Натальи Павловны, которую блестяще играет Ольга Легонькая. Глаза, губы, даже руки подчинены раскрытию образа героини.
Наталья Павловна скучает со своим мужем. Она избегает его. Ее любовник Ракитин тоже прискучил молодой женщине. Она ищет новых страстей. Она ненасытна в самолюбовании собой. Молоденький учитель сына — почему бы и нет.
Когда же барынька узнает, что и ее подопечная Вера влюблена в Беляева, да еще и к тому же, возможно, и он тоже симпатизирует молоденькой воспитаннице, ее гордыне и эгоизму нет предела — учитель тоже должен пасть к ее ногам, она должна добиться его любыми путями. И добивается.
Правда, здесь ситуация отыгрывается Бурэ в другую сторону. Уже не Наталья Павловна — владычица чужих сердец. Уже ее сердце в плену у смазливого и расчетливого юноши, уже он ходит настоящим хозяином положения, от того и так щегольски одет в финале, и интонации на командные сменил, и презрительно общается с поверженными поклонниками Натальи Павловны. Жестокий романс во всем своем пышном цвете.
Актеры удивительно тонко попали в настрой и задумку режиссера. Они играют не просто тургеневские образы, но еще и страсти. Александр Швачунов (помещик Исаев) — затюканное обожание, когда гордости не осталось. Его внезапные истерики — это остатки мужской гордости под женской пятой.
Александр Швачунов в роли помещика Исаева
Евгений Сетьков (Ракитин) — пример рыцарского служения, когда женщина возносится на такой высокой постамент, что даже ей там неуютно и холодно одной.
Евгений Сетьков в роли Ракитина
Эдуард Баранов (доктор Шпигельский) — расчетливая любовь, когда другого человека и его чувства можно перевести либо в тысячи, либо в тройку лошадей.
Эдуард Баранов в роли доктора Шпигельского, Оксана Бобровская в роли компаньонки Лизаветы
Михаил Тюленев (учитель Беляев) — любовь как выгодная игра, как утеха самолюбия.
Михаил Тюленев в роли учителя Беляева и Елена Цымбал в роли воспитанницы Верочки
Ольга Легонькая (Наталья Павловна) сыграла женщину, которая настолько заигралась в любовь, что любовь с ней сыграла злую шутку. Не ценила ни нежности мужа, ни рыцарской преданности любовника — получи пошлейший роман с учителем. Даже Тургенев не был так жесток со своими героями. Но Бурэ в своем спектакле довел все до логического конца. Романс — так очень жестокий.
=
Источник: vk.com/@kot048-zhestokie-strasti-kurskogo-teatra
Да. это "жестокий романс" со всей утрированностью страстей и пошлостью, которая характерна этому жанру. Герои все хорошие люди, но смешны, когда дело касается любви. Она крутит ими, размазывает их и растаптывает. Любовь здесь никого не сдала счастливым. Это любовь-жизнь самого Тургенева, это его отношения с Полиной Виардо, его любовный многоугольник, к сожалению, даже не треугольник.
Здесь уже нужно хорошо знать не только романы, но и личную трагедию Тургенева. В одном из писем он писал о Полине Виардо, которая изменяла русскому писателю также легко, как и тратила его деньги: «Я подчинен воле этой женщины. Она давно и навсегда заслонила от меня все остальное, и так мне и надо... Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мое лицо носом в грязь».
Именно о таких страстях «Месяц в деревне» режиссера Юрия Бурэ. Как говорил Руссо: "Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся" - эта проблема блестяще и с разных сторон исследуется в спектакле. В помощь череда прекрасных романов в 1 акте. которые являются как бы эпиграфом к каждому герою, его поэтической картой.
В спектакле перед нами любовный многоугольник: помещик Исаев до одури влюблен в свою жену, Наталья Павловна позволяет ухаживать за собой другу семьи Ракитину, сама влюбляется страстно и, возможно, впервые в учителя сына Алексея Беляева, в него же влюблена и ее 17-летняя воспитанница Вера. А вот Беляев у Бурэ никого не любит. В начале кажется, что это вьюноша чистый и светлый. В конце спектакля предстает расчетливым ловеласом, этаким игроком женских сердец, недаром же он так ловко тасует карты в финале пьесы.
Вся история вертится вокруг Натальи Павловны, которую блестяще играет Ольга Легонькая. Глаза, губы, даже руки подчинены раскрытию образа героини.
Наталья Павловна скучает со своим мужем. Она избегает его. Ее любовник Ракитин тоже прискучил молодой женщине. Она ищет новых страстей. Она ненасытна в самолюбовании собой. Молоденький учитель сына — почему бы и нет.
Когда же барынька узнает, что и ее подопечная Вера влюблена в Беляева, да еще и к тому же, возможно, и он тоже симпатизирует молоденькой воспитаннице, ее гордыне и эгоизму нет предела — учитель тоже должен пасть к ее ногам, она должна добиться его любыми путями. И добивается.
Правда, здесь ситуация отыгрывается Бурэ в другую сторону. Уже не Наталья Павловна — владычица чужих сердец. Уже ее сердце в плену у смазливого и расчетливого юноши, уже он ходит настоящим хозяином положения, от того и так щегольски одет в финале, и интонации на командные сменил, и презрительно общается с поверженными поклонниками Натальи Павловны. Жестокий романс во всем своем пышном цвете.
Актеры удивительно тонко попали в настрой и задумку режиссера. Они играют не просто тургеневские образы, но еще и страсти. Александр Швачунов (помещик Исаев) — затюканное обожание, когда гордости не осталось. Его внезапные истерики — это остатки мужской гордости под женской пятой.
Александр Швачунов в роли помещика Исаева
Евгений Сетьков (Ракитин) — пример рыцарского служения, когда женщина возносится на такой высокой постамент, что даже ей там неуютно и холодно одной.
Евгений Сетьков в роли Ракитина
Эдуард Баранов (доктор Шпигельский) — расчетливая любовь, когда другого человека и его чувства можно перевести либо в тысячи, либо в тройку лошадей.
Эдуард Баранов в роли доктора Шпигельского, Оксана Бобровская в роли компаньонки Лизаветы
Михаил Тюленев (учитель Беляев) — любовь как выгодная игра, как утеха самолюбия.
Михаил Тюленев в роли учителя Беляева и Елена Цымбал в роли воспитанницы Верочки
Ольга Легонькая (Наталья Павловна) сыграла женщину, которая настолько заигралась в любовь, что любовь с ней сыграла злую шутку. Не ценила ни нежности мужа, ни рыцарской преданности любовника — получи пошлейший роман с учителем. Даже Тургенев не был так жесток со своими героями. Но Бурэ в своем спектакле довел все до логического конца. Романс — так очень жестокий.
=
Источник: vk.com/@kot048-zhestokie-strasti-kurskogo-teatra