Александр Игнатьевич Канин
Главный режиссер театра в 1934 - 1941 гг., заслуженный артист РСФСР
АЛЕКСАНДР ИГНАТЬЕВИЧ КАНИН (6.12.1877 – 3.11.1953)
В 1904 г. окончил школу Московского Художественного театра – класс В.И. Немировича-Данченко.
Почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» присвоено в 1926 году.
Художественный руководитель и главный режиссер Курского областного драматического театра в 1934- 1941 г.г.
Уполномоченный Всероссийского Театрального Общества РСФСР по Курской области с 5.02. 1937 года по 1941 г.
В 1943 году, в связи с организацией Курской области, Наркомпросс направляет режиссера Александра Игнатьевича Канина в Курск для создания областного театра.
С приходом в Курский театр Канина, в творческой жизни коллектива начался новый этап.
- «Заслуженный артист РСФСР А.И. Канин появился в Курске неожиданно для зрителей. Помнится сезон 1934 года, когда театр возглавлял А.С. Верховский, приближался к концу. Афиши сообщали о премьере пьесы Б. Лавренева «Мы будем жить!». Внимание зрителей привлекала фамилия нового режиссера, постановщика этого спектакля. По окончании спектакля, артисты, как обычно, выходили на вызовы. Вдруг все они повернулись в сторону кулис и присоединились к аплодисментам…Тогда на сцену стремительно вышел человек среднего роста, одетый в полувоенный светло-синий костюм. Канин энергично пожал исполнителям руки и склонил перед зрителями прекрасную голову с седой, вьющейся кольцами, шапкой волос. Увидев один раз, никогда не забыть лицо этого человека», - пишет в своих воспоминаниях современник Канина И.Г. Виденский.
Заветной мечтой мастера было создание образцового периферийного театра. Канин начал свою деятельность с кардинальной реорганизации Курского театра. Творческий состав был сокращен с 65 до 36 человек. Число премьер в год сократилось с 19 до 12. При этом годовая посещаемость возросла от 120 до 160 тыс. зрителей.
В своей статье «Шествие революции» в газете «Курская правда» (30 сентября 1935 г.). А.И. Канин писал: «Я с курским зрителем знаком по сезону прошлого года. Уже тогда у нас установились неплохие отношения, а сейчас хотелось бы их только закрепить. На мою долю выпала почетная честь открыть сезон, поскольку пьеса «Любовь Яровая» идет первой постановкой театра в этом году. Нам, работникам театра, хотелось бы, чтобы наш зритель оценил по-настоящему нашу творческую работу. Мы прилагаем все силы, чтобы сделать театр таким, где зритель может отдохнуть».
В 1936 году Канин создает при театре первую театральную студию, которой вскоре было присвоено его имя.
А.И. Канин поставил на Курской сцене более 70 спектаклей, среди них:
«Мы будем жить!» Б. Лавренева – 1934 г.
«Мещане» -М. Горький, 1934
«Аристократы» - Н. Погодин- 1935
«Бойцы»- Б. Ромашов- 1935
«Любовь Яровая» - К. Тренев- 1935
«Платон Кречет» - А. Корнейчук- 1934-35
«Ревизор» - Н. Гоголь – 1934-35
«Васса Железнова» - М. Горький- 1935-36
«Дети солнца» - М. Горький- 1936 - 1937
«На дне» - М. Горький - 1937
«Мольба о жизни» - Ж. Деваль – 1935, 36, 37
«Гроза» - А. Островский - 1935-1936
«Дети Ванюшина» С. Найденов – 1937-1938
«Человек с ружьем» _ Н. Погодин- 1937
«Кремлевские куранты» - Н. Погодин- 1938
«Разлом» - Б. Лавренев - 1937
«Эмма Бовари» - Г. Флобер - 1938
«Клевета» - Н. Вирта – 1938-1939
«Кубанцы» - А. Сулебетов- 1938-1939
«Овод» - Э. Войнич - 1940
«Анна Каренина» - Л. Толстой, инсценировка Н. Волкова - 1936
«Неравный брак» - А. Шапошников – 1938-1939
«Чекисты» - М. Казаков – 1938-1939
«Сестры Федоровы» - И. Назаров- 1939-1940
« Ромео и Джульетта» - У. Шекспир – 1937-1938 (Примечание: к сожалению, в архивных документах, не везде точно указан год премьеры. Чаще всего сезон).
«Я принадлежу к числу режиссеров, которые всегда боролись против вредных тенденций о несценичности Горького. Для меня в постановке горьковских пьес самое главное – это подлинность Горького, абсолютная сохранность текста и концентрация внимания на социально-психологическом вскрытии образов», - А. Канин. Из программы спектакля «Дети солнца» 1936-37 г.г.
В 1937 году отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. А. Канин создал программу театрализованного торжественного вечера из произведений Пушкина. Вскоре театру было присвоено имя А.С. Пушкина (1937).
В 1937 году о постановке «Человека с ружьем» Н. Погодина рецензент газеты «Советское искусство» от 24 ноября 1938 года Б. Бассаргин писал: «Человек с ружьем» в Курском театре им. Пушкина в постановке А.И. Канина – спектакль большой режиссерской мысли, стоящий на высоком уровне театральной культуры, превосходящей многие и многие постановки этой пьесы на периферии».
25 января 1938 года Курскому областному драматическому театру им. А.С. Пушкина было предоставлено почетное право открыть смотр передовых периферийных театров в Москве. «Хороший театр - гордость города. Нередко такой театр, умело подбирающий репертуар, насчитывающий в своем составе талантливых актеров, выпускающий одну за другой интересные яркие постановки, становится как бы центром культурной жизни города…Калининский театр и театр города Курска считаются передовыми периферийными театрами» - передовая статья «Заботы горсоветов о театрах», «Советское искусство», 26 дек. 1938 г.
Заветная мечта Канина сбывалась: Курский театр стал одним из лучших театров страны.
В 1941 году началась война. Театр эвакуировали. А.И. Канин в Курск не вернулся. Свою творческую деятельность после войны Мастер продолжил в Рязани.
Литература: Л. Ходорковская, А. Клинчин «Путь режиссера». ВТО, Москва 1962;
«Из истории русской советской режиссуры 1930-х годов», Ленинград. 1979;
Ю. Бугров «Свет Курских рамп». Очерки истории театральной культуры Курского края. Архив Курского драматического театра им. А.С Пушкина.