Главная страница-СМИ-Александр Швачунов: Этот спектакль я посвятил своему мастеру

Александр Швачунов: Этот спектакль я посвятил своему мастеру

29 сентября 2016

В недавнем времени коллектив Курского драматического театра принимал участие во Всероссийском театральном фестивале «Волжские театральные сезоны», где выиграл сразу в шести номинациях. О своих впечатлениях от участия в фестивале рассказывает Александр Швачунов, которому на фестивале присудили приз имени народного артиста России М.Г. Лазарева за лучшую мужскую роль за исполнение роли Фамусова.

– Расскажите о ваших впечатлениях от фестиваля.

– За все то время, что я работаю в этом театре, не припомню случая, когда мы смогли завоевать столько серьезных наград сразу, как на этом фестивале. И пусть сам фестиваль относительно молод, но проводился он на всероссийском уровне, и у нас были очень сильные соперники. И приятно, что нас оценили, ведь награды можно было «разбросать» по нескольким театрам. Но отрадно, что критики убедились в том, что спектакль сильный, интересный, и решили таким образом это подчеркнуть.

– Видели ли вы работы других участников фестиваля?

– К сожалению, нет. После тридцатичасовой дороги я устал и нужно было отдохнуть. Так что тут стоял такой вопрос: или смотреть, или играть. Я выбрал второе.

– Какие ощущения вы испытывали, оказавшись в Самарском театре?

– Ощущения были сильные. В этом театре четыре года работал мой мастер: Герман Викторович Меньшенин. Он рассказывал о нем нам, студентам. И, когда мы ехали в Самару, я боялся, что разочаруюсь, увидев здание театра своими глазами. Но этот страх оказался напрасным. Театр хороший: стоит на берегу Волги – прекрасный вид. Акустика в здании неплохая, мне понравилось там играть. Раньше умели строить театры. В Самаре играли в свое время большие актеры: Симонов, Меркурьев и т. д. Хорошая аура.

На третьем этаже расположен музей с фотографиями тех, кто там работал. Там была фотография Валерия Бурэ (отца Юрия Бурэ), проработавшего в Самарском театре драмы шестнадцать лет. Была и фотография моего мастера. Я постоял перед ней минут пять и про себя решил, что этот спектакль посвящу Меньшенину. В том зале, где нам предстояло играть, он погиб. Его пригласили поставить спектакль и, когда он что-то объяснял актерам, отходил назад, поскользнулся на краю сцены и упал в зал, сильно травмировавшись. Его увезли в Воронеж, где Герман Викторович и умер.

– Ожидали ли вы такой высокой оценки?

– Честно скажу: ехали мы не за призами. Было предчувствие, что Цымбал и Баркалова могут отметить – у них очень хорошие работы. Однако ничего такого больше не ждали. Я лично ехал для того, чтобы отыграть спектакль.

А приняли нас очень хорошо – может быть, мой мастер помог, может быть – Господь Бог, не знаю. Но сам факт того, что в зале были школьники, которые действительно смотрели и слушали, о многом говорит.

– Какие эмоции вы испытали, когда узнали о наградах?

– Сначала я не поверил. Во время обсуждения одна из критикесс негативно высказалась в мой адрес, сделала замечание по поводу этикета: не мог Фамусов, выходя из комнаты, пропустить вперед Молчалина. В ответ я отослал ее к Грибоедову, у которого есть ремарка: «Уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед.».

Другой критикессе показалось, что я слишком молод для этой роли. Есть такая традиция: Фамусова играют семидесятилетние народные артисты. Но остальные критики встали на мою защиту – а почему бы и не сыграть Фамусова сорокапятилетнему актеру?

Высокая оценка роли приятна еще и тем, что некоторые курские критики в свое время резко отзывались о моей работе. Теперь они получили достойный ответ от критиков московских.

Вообще же к этому случаю идеально подходит фраза Льва Николаевича Толстого: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Радует то, что люди со стороны так нас приняли и оценили.

Юрий Валерьевич Бурэ в этом непростом произведении нашел новые интересные решения. Я сам пять лет играл Молчалина во Владимирском театре и, возможно, если бы тут была другая ситуация, подал бы заявку на эту роль. Было очень тяжело отстраняться от прежнего опыта. Я старался и выполнял задачи, поставленные режиссером, детально работал над образом, находил что-то новое. И спектакль, на мой взгляд, получился.

– Довольны ли вы работой в Самаре?

– Я вам отвечу словами Александра Сергеевича Пушкина:

«Всех строже оценить умеешь

ты свой труд!

Ты им доволен ли, взыскательный

художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь,

где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет

твой треножник.»

Мне кажется, что наш коллектив великолепно проявил себя на фестивале – это наш общий успех и общая победа! 

Ирина Кореневская