Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Нужно рассказать о спектакле так, чтобы захотелось его увидеть, – считает театровед и критик Марина Райкина

Нужно рассказать о спектакле так, чтобы захотелось его увидеть, – считает театровед и критик Марина Райкина

29 сентября 2016

В рамках театральных гастролей МХТ она провела в Курске творческий семинар. Вернее, получился непринужденный разговор по душам – на встречу с Райкиной пришли те, кто давно пишет на темы культуры. И хотя сочиняют они не исторический роман, а ваяют статьи, рецензии и отзывы, но действуют по рецепту, некогда данному Булатом Окуджавой:

Каждый слышит,

как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить...

Так природа захотела.

Почему?

Не наше дело.

Для чего?

Не нам судить.

Курские журналисты пишут так, что материала накопилось на несколько книг. Тамара Антипенко выпустила в свет двухтомник «Черный хлеб культуры», Валентина Кулагина в соавторстве с супругом Владимиром Васильевичем – сборник, посвященный курскому драмтеатру – «Эпоха Бурэ на курской сцене, или к театру – с любовью». Наша гостья, журналист газеты «Московский комсомолец», издала книгу «Москва закулисная. Записки театрального репортера».

И несмотря на то что у каждого свое видение, как освещать на страницах газеты театральную тему, и на то обстоятельство, что Москва – эпицентр культурной жизни, а Курск – город провинциальный, точек соприкосновения много.

Сошлись на главном – писать о спектаклях нужно так, чтобы, прочтя рецензию, читатель сам захотел увидеть то, что происходит на сцене. Иными словами, «вкусно» и со вкусом (пошлость ни в коем случае допускать нельзя).

Мне было интересно узнать о творческой кухне московского критика. Как работает над материалом, чтобы из разрозненных кусочков сложился бы яркий и сочный пазл?

Театр для Марины Александровны, а вернее, рассказ о нем, начинается не только с вешалки, порой – с буфета, порой – с гримерки известной актрисы и даже... с туалета. В храме Мельпомены все должно быть прекрасно. Но, когда в туалете кабинки нараспашку, комментарии, как говорится, излишни.

Случается, что спектакль проходной – и пьеса средняя, и режиссура не на высоте, а артисты играют здорово. Почему бы это не отметить? И она отмечает. Как-то выделила для себя игру актрисы, которая на протяжении всего спектакля не промолвила ни слова. И взяла у той интервью. Или «зацепила» сценография, музыкальное оформление, постановка танцев, работа костюмерного цеха.

Внимательно наблюдает за реакцией зрителей на то, что происходит на сцене. Московские театралы – народ вдумчивый, воспитанный системой Станиславского. И если в пьесе Чехова «Вишневый сад» Лопахин жалуется, что сапоги у него скрипят, а зритель чутким ухом улавливает, что никакого скрипа нет, то вслед за классиком произносит: «Не верю!»

Конечно, молодые коллеги, пришедшие на встречу с Мариной Райкиной, поинтересовались, а нет ли родственных связей с «тем самым Райкиным»? Оказалось, есть. Причем самые тесные. Супруг Марины – родной племянник Аркадия Исааковича и двоюродный брат Константина Райкина, руководителя театра «Сатирикон». Но в годы молодости фамилия, как ни странно, только осложнила ее жизнь. Ни одно издание не горело желанием взять на работу журналиста Райкину. Причину называли шепотом, но все было ясно и без слов – пресловутая пятая графа (национальность). Предлагали писать под псевдонимом или под девичьей (русской) фамилией. Она наотрез отказалась. Подалась во фрилансеры (труд вне штата компании, сродни частной практике) и ни разу об этом не пожалела.

Несколько лет назад получила предложение от главного редактора «МК» Павла Гусева, от которого не смогла отказаться – возглавила отдел культуры. И считает, что сделала правильный выбор, поскольку «МК» – это «ее колесо», в котором приходится крутиться как белка, но без которого уже не представляет своей жизни.

– Работать приходится в невероятном темпе, – признается Марина Александровна, – и от сотрудников требую такого же ритма. Хочешь успеть – беги рядом. Не можешь – значит, не твое.

Говоря с большой теплотой о семье супруга (удивительные люди), признается, что, хотя с интересом ходит на спектакли Константина Райкина, рецензии поручает писать своим корреспондентам.

– Нехорошо – Райкина о Райкине. Костя скажет: ты не так написала, как понравилось, надо по-другому. Может, не скажет, но подумает. Я его очень хорошо знаю, поэтому здесь есть этический момент, который не позволяет мне использовать эту фамилию, а писать под псевдонимом тем более глупо.

Так уж вышло, что я невольно оказалась гидом Марины Райкиной в прогулке по древнему Курску. За пару часов много не покажешь, поэтому ограничились центром – Знаменский собор, здание бывшего Дворянского собрания (несмотря на ремонтные работы, гостья отметила его красоту), арка памятного знака, посвященного явлению чудотворной иконы Курской Коренной Божией Матери «Знамение (скульптор Вячеслав Клыков).

Марине было интересно, почему нас называют «курянами»? Показала ей речку Кур, вернее, то, что от нее осталось, процитировала строчки из произведения «Слово о полку Игореве». Марина в школьные годы учила «плач Ярославны», а я, естественно, про предков. «А мои куряне – ратники бывалые…»

На память о нашем крае она увезла в столицу сборник прозы двух замечательных курских писателей – Евгения Носова и Константина Воробьева, а еще пообещала, что приедет на спектакль местной труппы, о которой так много услышала хорошего.

Александра ЧЕРНЫХ