Главная страница-СМИ-«Зритель голосует ногами»

«Зритель голосует ногами»

29 сентября 2016

225 сезонов подряд встречает зрителей Курский драматический театр имени А.С. Пушкина. В преддверии любимой театралами поры

мы побеседовали с его художественным руководителем Юрием Бурэ.

– Юрий Валерьевич, какой это по счету театральный сезон в вашей профессиональной деятельности?

– Я работаю в театре с 1967 года. Посчитайте…

– В следующем году будет пятьдесят лет! Отдав столько театру, что чувствуете перед началом очередного сезона?

– Волнение... Раз за разом, ведь мы зависим от публики, сколько бы ни говорили о самовыражении режиссеров, актеров. Каждый спектакль состоит из трех элементов – пьеса, актер и публика. Можно обойтись без света, музыки, костюмов, но никогда без зрителей. От них очень много зависит. Поймут ли? Придут ли? Если сегодня спектакль не восприняли, вряд ли произойдет то же, что с фильмом Марлена Хуциева «Застава Ильича», который двадцать лет пролежал на полке, прежде чем его оценили. Театр – это здесь и сейчас. Спектакль столько лет «пролежать» не сможет.

– Но все же были в театре спектакли, которые зритель «распробовал» не сразу?

– Такое тоже случалось, правда, всего пару раз – со спектаклями «Дожди» по пьесе Михаила Ворфоломеева и «Разыскивается опасный преступник» Олега Викторова.

– Меняется ли на протяжении времени вашей работы в Курском драматическом театре зритель?

– Когда я приехал сюда в 1982 году, через кассу продавалось мало: если расходились 30-50 билетов, это считалось большой удачей. В основном зрители приглашались через Бюро по организации зрителя, сокращенно БОРЗ. Мы его работников шутливо, но с любовью называли «борзыми», потому что они, как борзые, бегали по городу и распространяли билеты. На самом деле БОРЗ мы, конечно, любили и уважали. А в течение последних 30 с лишним лет публика «голосует за нас ногами», покупая билеты в кассе.

– Сейчас в нашем театре достаточно много молодых актеров… Пополнять труппу новыми именами, наверное, помогает работа в колледже культуры?

– Я преподавал будущим актерам, режиссерам и раньше, когда жил в Волгограде. Да, сейчас труппу пополнили еще двое – одна актриса из Воронежа, другая – из Белгорода. Актерам, с которыми начинал работать, сейчас уже за пятьдесят. Труппу постоянно нужно пополнять, и колледж культуры в этом нам действительно помогает.

– С кем труднее работать – с молодыми или опытными актерами?

– С плохими.

– А есть в коллективе своя «прима»?

– Нет, я вообще не понимаю слова «прима». Вот, например, Елена Цымбал, в «Гамлете» играет Офелию, в другом спектакле – в массовке. Как говорил Станиславский, «сегодня Гамлет, а завтра статист, но в качестве статиста ты должен быть артист».

– На спектакли каких современных режиссеров не пошли бы?

– На многих современных режиссеров я бы не пошел, так как многие сильно переделывают классику, меняя ее до неузнаваемости. Считаю, что профессия режиссера вторична, а на первом месте – автор. Важно прочитать и понять, а не переиначить. В этом смысле для меня идеал – Георгий Товстоногов. Самое сложное – воссоздать на сцене жизнь человеческого духа, заглянуть в глубь литературного произведения. Скажем, почему в «Горе от ума» Софья не скажет сразу, любит или нет Чацкого? Не было ведь помолвки, она ему ничего не обещала. Мы пришли к выводу, что это была месть за то, что он уехал на три года, то есть она все-таки любила его. Из этого и исходили при постановке спектакля...

– Как находите новых режиссеров для театра?

– Смотрим спектакли, иногда видеозаписи... К сожалению, не всегда взаимодействие получается удачным...

– А по какому принципу отбираете пьесы?

– В городе один драматический театр, а вкусы у зрителей разные, поэтому мы не можем ограничиться одной классикой или только теми спектаклями, на которые, возможно, пойдет массовый зритель.

– При этом каждый год зрителя ждут какие-то творческие эксперименты: то огонь на сцене в «Барышне-крестьянке», то сцена с обнажением в «Соловьиной ночи»…

– Костер на сцене – никакие не эксперименты, а, скорее, «хорошо забытое старое», это было еще в Древней Греции. Вообще, мы пробовали ставить и полностью авангардные спектакли. Был такой опыт, например, с режиссером из Самары. Публика на него не пошла. Наша профессия предусматривает ошибки, неудачи, провалы…

– Каких сюрпризов ждать зрителю в этом театральном сезоне?

– Могу только перечислить спектакли. Это «Гамлет» Уильяма Шекспира, премьера «Последняя роль Арлекина» Валерия Марро, «Снежная королева» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского, «Чисто семейное дело» английского драматурга Рэя Куни. И закроем сезон спектаклем по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Но я не знаю, сюрпризы это будут или разочарования.

– А какой из всех поставленных вами спектаклей считаете своей самой большой удачей?

– У меня нет любимых спектаклей. Они у меня все равны и все любимы. Как дети у хорошего отца.

Александра Черных, Вероника Тутенко