Главная страница-СМИ-В Курске гастролировал легендарный МХТ имени Чехова

В Курске гастролировал легендарный МХТ имени Чехова

3 июля 2016

В течение четырех дней на сцене Областного драматического театра им. Пушкина шли гастроли легендарного Московского художественного театра им. Чехова. Заменитые актеры представили два спектакля: «Пролетный гусь» в постановке Марины Брусникиной по двум рассказам Виктора Астафьева «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник», а также «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова в постановке Сергея Пускепалиса.

«На «Ревизора» сбежал из больницы»

Приезд в Курск легендарного театра стал возможен благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которая началась в апреле и продлится до ноября. Зрители по всей стране увидят 240 спектаклей известных режиссеров с участием именитых артистов из 26 театров Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля.

– Наша программа существует третий год, – говорит Ольга Андрейкина, руководитель отдела по связям с общественностью федерального центра поддержки гастрольной деятельности. – В Курск уже приезжал Малый театр, на этот раз – МХТ им. Чехова. Программа носит образовательный характер, некоммерческий, поэтому цены на билеты по сравнению с московскими очень доступны».

– Спектаклю «Пролетный гусь» в этом году исполняется 15 лет, что уже само по себе уникально, – говорит актер МХТ им. А. П. Чехова, Заслуженный артист России Олег Тополянский. – И что интересно – актерский состав за это время практически не поменялся. А вырос этот спектакль из обыкновенного вечера прозы. Режиссер Марина Брусникина сделала небольшую постановку именно по рассказу «Пролетный гусь». Олег Табаков посмотрел и вынес вердикт: берите второй рассказ и делайте полноценный спектакль. И вот уже 15 лет он в репертуаре МХТ.

В этом году спектаклю «Пролетный гусь» исполняется 15 лет
В этом году спектаклю «Пролетный гусь» исполняется 15 лет

Спектакль многослойный, трудный и для произнесения, и для восприятия, поскольку Астафьев пишет большими, сочными предложениями. Это живой диалог со зрительным залом, который обусловлен этим текстом, великим и замечательным.

Несмотря на солидный возраст, постановка по-прежнему популярна и востребована. «На сборах труппы Олег Табаков, обсуждая спектакли и продажи билетов, когда доходит очередь до «Пролетного гуся», постоянно замечает: «Ну, тут говорить нечего – все билеты уже проданы на несколько месяцев вперед». Это приятно. То есть московский зритель о нас знает, есть поклонники спектакля, смотревшие постановку по 20 раз. Они приходят снова и снова, приводят друзей, детей... Такое нельзя не ценить».

Среди актеров МХТ, приехавших в Курск, есть наш земляк: выпускник колледжа культуры Олег Мазуров. Он снимался с Олегом Меньшиковым в «Золотом теленке», с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым – в «Небесном суде». Его можно увидеть в сериалах «Доктор Тырса», «Любопытная Варвара», «Тридцатилетние», «Штрафбат», «Есенин»... Мазуров даже обещал устроить коллегам индивидуальную экскурсию по Курску, если позволит время. «Скорее всего, просто по улице Ленина пройдемся, – говорит он. – Есть местечки, которые лично хотелось посетить, вспомнить молодость».

Выпускник курского колледжа культуры Олег Мазуров обещал показать коллегам Курск
Выпускник курского колледжа культуры Олег Мазуров обещал показать коллегам Курск

– Олег, а помните тот волшебный миг, когда поняли, что будете играть в легендарном театре на одной сцене с великими артистами?

– Боюсь, вспомнить этот момент не смогу, поскольку еще во время учебы в театральном институте нас привлекали к постановкам сразу в двух театрах: непосредственно в МХТ и в знаменитой «Табакерке» – театре Олега Табакова. Замечательным был другой миг. Когда учился на первом курсе колледжа культуры, попал в больницу. И узнаю: в это время в Курск Никита Михалков привозит фильм «Ревизор», в котором он сыграл одну из главных ролей. В картине актерский состав потрясающий: Евгений Миронов, Олег Янковский, Марина Неелова... Ради такого я сбежал из больницы! А уже через три-четыре года с некоторыми артистами играл на одной сцене!

Станислав Дужников: «Продюсеры запрещают худеть»

Завершились гастроли МХТ им. Чехова пьесой Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в постановкеСергея Пускепалиса, который активно снимается в кино: «Битва за Севастополь», «Метро», «Как я провёл этим летом»... Кстати, он также имеет непосредственное отношение к Курской области. Папа Сергея был геологом, семья часто переезжала. «В графе паспорта «место рождения» у меня значится: Курская область, Касторенский район, поселок Олымский, – говорит Сергей. – Но если честно, абсолютно ничего не помню из своего детства – семья переехала, когда я, судя по всему, был совсем маленьким. Да и потом родители ничего не рассказывали мне о жизни в Курском регионе».

Сергей Пускепалис
Сергей Пускепалис

Как рассказал Пускепалис в одном из интервью, пьеса «Прошлым летом в Чулимске» созвучна нашему времени, потому что тема невозможности обретения счастья – вечная. Наблюдать за людьми, которые пытаются ухватиться за хвост синей птицы, всегда интересно.

«Прошлым летом в Чулимске» поставил наш земляк –  режиссер Сергей Пускепалис
«Прошлым летом в Чулимске» поставил наш земляк –  режиссер Сергей Пускепалис

Одну из главных ролей исполнил Станислав Дужников, получивший широкую известность после роли Леонида Воронина в сериале телеканала СТС «Воронины». На творческой встрече в курском драмтеатре за пару часов до спектакля актер признался: боялся стать заложником этого образа. «В нашем кино, к сожалению, если ты заявляешься в определенном жанре, в данном случае – ситкоме, то на тебя вешают клеймо, – говорит Станислав Дужников. – Режиссеры редко будут звать в новые проекты. Когда приезжают продюсеры из-за границы, удивляются, что при популярности «Ворониных» актеры не заняты в других съемках. Говорят, если бы это произошло в США с индексом рейтинга «Ворониных», нас бы обеспечили работой в кино на ближайшие 10 лет, причем без единого выходного. А у нас вешают ярлыки: если ты Леня Воронин – им и будешь. С театром иначе, тут я могу сыграть все: и злодея, от которого мурашки бегут, и трогательного, тонкого человека, этакого философа...»

Станислав Дужников: «У нас вешают ярлыки: если ты Леня Воронин – им и будешь»
Станислав Дужников: «У нас вешают ярлыки: если ты Леня Воронин – им и будешь»

– Пишут, что для «Ворониных» вам пришлось поправиться...

– Да. Просили набрать 20 килограммов, а я набрал все 48. В какой-то момент стал весить 200 кг, иногда одеваться приходилось лежа: мешал живот, появилась одышка, в общем, тяжело было. Потом уже сбросил 60 кг, но набрал тринадцать, правда, мышечной массы: стал активно ходить в спортзал. Продюсеры пока запрещают дальше худеть. У меня есть обязательства, не должен кардинально менять внешность Лени Воронина.

– Есть герои, которым вы симпатизируете?

– Хотел бы сыграть Макбета, Пьера Безухова... Мне интересны истории, где человек преодолевает трудности и добивается своего. Но это не тот хеппи-энд, который мы привыкли видеть в некоторых фильмах, когда понимаем, что это наигранно, что это некая сказка. Хочется видеть настоящую, не высосанную из пальца историю про реального человека, который живет рядом с нами. Это может быть ваш сосед, продавец в магазине, врач, учитель, друг.

– Расскажите о самой сложной роли.

– Два дня съемок у режиссера Миндадзе, полнометражный фильм «Отрыв». Роль отняла столько энергии, что после съемочного дня еще час сидел в гримвагончике и приходил в себя. Мой герой понял, что виноват в гибели 430 невинных людей. Можно представить, что в этот момент чувствует человек. А так, любые съемки – сложные, но это любимая работа.

– Работаете над ролями дома?

– Нет. Домой приходишь, и то, что ты популярный артист, народный, международный, Леня Воронин – все должно остаться за дверью. Дома ты муж, папа, сантехник, «принеси это, принеси то». Совсем другая жизнь.

– Как относитесь к новой драме и «чернухе»? Готовы к экспериментам?

– Как-то хотели делать в Московском драматическом театре «Черное молоко» Василия Сигарева, но нашему руководителю Армену Джигарханяну не понравилась пьеса. А там по тексту предлагали играть женщину, которая продает паленый самогон, столько душ уже загубила, но «дочку замуж надо отдавать». В жизни мы сталкиваемся с матом, «чернухой» и у каждого свое к ним отношение. «Чернуха» может быть, если она органично вписывается в реалии театра, кино. А если кому-то не нравится – просто не идите на такие фильмы или спектакли. Тем более сейчас есть возрастные ограничения. Некоторые возмущаются: как так, мат с экрана! А вы не видите «21+»? Уберите детей.

– Зрители приходят в театр, чтобы отдыхать, а не слушать мат. Сейчас он проскакивает даже в постановках по классическим текстам.

– Я против того, чтобы в тексты Гоголя или Чехова вставляли матерные слова. Тексты этих великих авторов выверенны, и там нечего ни добавить, ни убавить. Но одни пойдут на спектакль, где есть мат, «чернуха», другие хотят более легкого жанра, увидеть какой-нибудь водевиль. Все зависит от личного выбора.

 Марина ВЕБЕР, Александр ДЕМЧЕНКО