Главная страница-СМИ-А счастья рецепт оказался так прост!

А счастья рецепт оказался так прост!

29 февраля 2016

Могут ли теплые чувства супругов друг к другу сохранить свою яркость через 20, 30 и более лет совместной жизни, и что делать, если вдруг обнаружилось, что искрометность отношений между живущими бок о бок людьми куда-то исчезла? Под силу ли простому человеку, спустя вереницу лет, вернуть былую гармонию и яркость переживаний, и в чем секрет настоящего семейного счастья, поведали герои нового спектакля «Ктуба», премьера которого состоялась на днях на сцене Курского драмтеатра.

На первый взгляд, сюжет очень прост и даже линеен: главный герой – сантехник Элимелех Бен Цур Борозовский, много лет живет по строгому и обкатанному годами распорядку: подъем под будильник, однообразная работа, обязательная содовая к обеду и газета по вечерам. Разбавляют его дни мелкие ссоры с женой и дочерью, решение бытовых проблем и воспоминания о героическом преодолении трудностей, о которых его супруга Шифра уже устала слушать и готова пересказать любую его историю, хотя, в сущности, он этого не замечает, равно как и ее саму. Для него супруга не более одушевленная часть жизни, чем мебель в доме. И неизвестно, сколько бы еще тянулись эти похожие на растянутую резинку отношения, лишенные всякой душевной близости и теплоты, если бы ни стечение обстоятельств: дочь главных героев собралась выходить замуж. Жених – перспективный молодой человек из влиятельной семьи, с которым, по мнению родителей, она будет жить как за каменной стеной. Но для того, чтобы свадьба состоялась, семья девушки должна предоставить чопорной маме избранника один документ – брачный договор Элимелеха и Шифры, подтверждающий, что их дочь не является незаконнорожденной. Сроки поджимают, бумагу надобно представить как можно скорее, а ее как назло нигде нет. А есть ли она вообще? Может, и свадьбы-то никакой не было, если никто не может о ней вспомнить?

Кажется, что вот-вот все пойдет прахом – из-за ссор многолетний брак и без того трещит по швам, так еще и дочь рискует лишиться возможности устроить свою жизнь. В попытках восстановить бюрократическую справедливость Элимелех звонит в кибуц (еврейскую общину, где они с супругой прежде жили и, по его мнению, должны были регистрироваться) и оставляет заявку на поиск документа. Спустя совсем немного времени в дверь раздается стук. На пороге – молодой человек из кибуца, прибывший «по вопросу свадьбы». Но не успевают герои разобраться, что именно следует у него просить, как дело принимает совсем другой оборот… Такую историю рассказал израильский писатель-сатирик Эфраим Кишон, а в переводе Марьяна Беленького она дошла до россиян, и благодаря вниманию к ней народного артиста России Евгения Поплавского стала доступна курским театралам.

Режиссер спектакля уверен: ситуация, описанная в «Ктубе», универсальна с точки зрения времени и государства. По его мнению, именно взаимоотношения мужа и жены определяют историю человеческих отношений в любой стране. После энного количества прожитых вместе лет у многих случается одно и то же: носил-носил на руках, дарил цветы, и потом что-то лопается, рушится, и отношения теряют свою яркость, супруги утрачивают взаимопонимание, начинают смотреть в разные стороны и перестают ощущать душевную связь друг с другом.

– Быт убивает былую влюбленность, но все по-разному выходят из этой ситуации. Одни хлопают дверью и уходят, другие пытаются возродить отношения из пепла. И слово «любовь» определяет не «ктуба» – брачный договор, и не штамп в паспорте, а сами людские чувства. Работая над спектаклем, я с удивлением узнал, что в Израиле много пар живут без регистрации брака. Я не могу сказать наверняка, хорошо это или плохо, для меня важно, есть ли чувства. Если любовь остается, она правит в отношениях. Не случайно я на роли мужа и жены взял супругов, которые вместе живут уже много лет. Им не надо ничего придумывать, многие сцены им знакомы и без сценария. Мы хотели сделать спектакль таким, чтобы зрителю было и грустно, и смешно, – говорит Евгений Семенович.

Несомненно, колорита постановке прибавляет и еврейская певучесть. Режиссеру и актерам удалось добиться потрясающего эффекта полного отождествления зрителя с героями. В некоторые моменты речь и поведение действующих лиц кажутся забавными, местами смешными, но это не шарж, не карикатура, не насмешка, а именно та нотка, благодаря которой серьезная тема, затрагиваемая в постановке, становится понятной, она как будто расстилается мягким ковром, по которому ступает сознание зрителя, шаг за шагом приближаясь к той мысли, которую и вложил автор в произведение. Кроме того, действие спектакля разворачивается в современности, и это тоже упрощает восприятие сцен. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что поставь Евгений Поплавский спектакль по тому же сюжету с действием, происходящим два-три или десять веков назад, его тоже было бы интересно смотреть, поскольку история действительно универсальна с точки зрения времени, скажу больше: она ему неподвластна.

Как призналась исполнительница роли супруги главного героя Шифры заслуженная артистка России Галина Халецкая, в какой-то степени ситуация, обыгрываемая в спектакле, ей знакома по собственной жизни.

– Я тоже женщина, которая прожила в браке 25 лет, и все проблемы, с которыми сталкивается моя героиня, мне понятны и близки. А рецепт их решения один, выработанный на протяжении тысячелетий, – нужно любить друг друга и за любовь сражаться. Со временем так случается: пока молодые люди стремятся друг другу понравиться, они проявляют массу фантазии, демонстрируют свои лучшие качества, а со временем это куда-то уходит, мы забываем, что любовь и талант – два великих дара, над которыми нужно каждый день работать, – поделилась Галина Николаевна.

Любовь нужно держать над бытом, а не под ним, считает артистка. При этом работать над сохранением теплых чувств, по ее мнению, нужно вместе и не ждать, пока инициативу по укреплению гармонии и согласия в доме возьмет в свои руки другой. Скорее, напротив, нужно действовать самостоятельно, тогда и второй супруг подтянется по этому примеру. И несмотря на то, что в спектакле ярко высвечена роль женщины в браке, подчеркнута ценность ее мудрости, чуткости и стремления к сохранению уюта и тепла, автор делает посыл и к мужчинам. По мнению Галины Халецкой, он заключается в напоминании об их не менее важной роли в укреплении лодки семейной жизни. Сценическая история показывает, что, даже будучи женатыми не один десяток лет, мужья не должны забывать о тех нежных чувствах, которые были у них к своим вторым половинкам в первое время знакомства и семейной жизни.

– Важно не забывать, что рядом – та самая женщина, ради которой ты совершал отважные поступки, и она расцветет от улыбки и нежного взгляда! – убеждена Галина Халецкая.

 

Ирина ЛЕОНОВА Фото автора