Главная страница-СМИ-И волшебство, и чувства глубина…

И волшебство, и чувства глубина…

21 декабря 2015

Буквально на днях наш драмтеатр представил на суд зрителей премьеру – спектакль по мотивам повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». В нем нет Деда Мороза, украшенной огнями елки и снежной суеты, но и без этого творение с полной уверенностью можно назвать предновогодним чудом. Почему? Сейчас расскажем!

Наверное, сложно найти человека старше 15 лет, кто не читал бы пушкинские «Повести Белкина». Их проходят в школе, да и потом многие с удовольствием перечитывают написанный классиком цикл повестей, каждая из которых отправляет читателя в удивительный мир человеческих переживаний. Они не раз были экранизированы и демонстрировались по различным телеканалам. Без сомнения многие помнят трогательную историю любви дочки помещика Лизы Муромской и молодого барина Берестова. Зная о том, что их отцы в ссоре, но имея жгучее желание познакомиться с Алексеем, девушка переодевается в крестьянку и отправляется в лес, где охотится молодой помещик. А когда отцы волей случая наконец мирятся, Елизавета устраивает настоящий театр, стараясь сделать все, чтобы молодой Берестов, придя в гости, не заподозрил, что она и есть та самая Акулина – дочка кузнеца, которую он повстречал в лесу…

Более 20 лет уже прошло с тех пор, как ныне покойный Александр Житинский написал историю для кино по мотивам повести Пушкина, и в 1995 году режиссером Алексеем Сахаровым она была снята. Этот фильм знают и любят тысячи россиян, а жители и гости нашей области теперь могут видеть «Барышню-крестьянку» и на сцене драмтеатра. За основу постановки была взята версия Житинского, которую адаптировали для театральной сцены, превратив из повести в пьесу. Что получилось? Восхитительный музыкальный спектакль, динамичный, но не суетливый, с чувственными и романтическими сценами, живой игрой и превосходными песенными номерами, которые не отвлекают зрителя от происходящего, а лишь усиливают эффект присутствия там, в XIX веке, в эпицентре помещичьей жизни и возникающей на фоне легких жизненных перипетий красивой истории любви. Тонкий юмор и легкая сентиментальность переживаний, меткие, ставшие уже крылатыми, фразы героев вкупе с мелодичным слогом и легкой шутливой интонацией делают спектакль похожим на игристое вино, погружая в атмосферу предновогоднего настроения с характерной для него верой в чудеса. А по-настоящему звездный десант актеров, легкий, как вуаль, свет и точно подобранные декорации превращают постановку в настоящий праздник не только для слуха, но и для глаз!

Надо сказать, что произведения Пушкина, несмотря на их популярность, на сцене нашего драмтеатра показывают нечасто. Шесть лет назад были поставлены «Маленькие трагедии», и вот несколько дней назад курскому зрителю подарили «Барышню-крестьянку. По словам режиссера-постановщика заслуженной артистки России Елены Гордеевой, идея постановки принадлежала художественному руководителю драмтеатра Юрию Бурэ.

– Для спектакля мы специально взяли литературный материал автора Александра Житинского. Это была непростая работа, нам нужна была драматургия, поэтому киносценарий предстояло тщательно, но аккуратно отредактировать. Мне очень нравится эта история, она пронзительная, легкая, элегическая, очень хотелось показать ее зрителю, поделиться пушкинской поэзией и мелодикой, свойственной его произведениям, – рассказала Елена Викторовна.

Работал над постановкой большой коллектив, в котором каждый старался сделать все от него зависящее для того, чтобы спектакль не только было приятно смотреть впервые, но и захотелось увидеть его вновь.

– Необычен жанр самого произведения, его определили как сентиментализм. Это такая добрая сказка, где нет ни одного отрицательного героя. Конечно, у наших героев возникают проблемы, но они, скорее, будут умилять, чем вызывать раздражение, ведь зрителю видно больше, чем каждому из персонажей, – рассказал исполнитель роли молодого барина Алексея Берестова Михаил Тюленев.

Интересно, что роль Елизаветы Муромской в спектакле сыграла супруга Михаила Елена Цымбал, причем для актеров это уже не первый опыт совместной игры в романтических постановках.

– Всегда в отношениях на протяжении жизни люди находят в себе и своем партнере что-то, что подогревает интерес, и здесь нам пришлось столкнуться с образами, которые прежде мы не играли на сцене. Так, мне предстояло войти в образ лирический, быть нежной, плавной. Для меня это было интересно, и Миша, смотря на меня, думал: «Боже мой, а это действительно моя жена?» В роли Елизаветы Григорьевны, получается, я играла дважды – как актриса и как героиня пушкинской повести, когда она то воспитанная барышня, то простая крестьянка, – поделилась Елена.

Не хочется раскрывать все тайны и рассказывать, что еще ждет зрителя в спектакле «Барышня-крестьянка» и чем эта прекрасная история закончится, хотя многие и так уже, наверное, поняли, что пушкинский счастливый финал воплощается в жизнь и на курской сцене. А как именно все происходит, лучше увидеть лично!

 

Ирина ЛЕОНОВА