Главная страница-СМИ-Шутка только началась

Шутка только началась

2 октября 2015

В Твери продолжаются гастроли Курского драматического театра имени А.С. Пушкина. Два вечера подряд на сцене областного театра драмы гости играли искрометную комедию Бомарше в постановке московского режиссера Вячеслава Сорокина. Песни, танцы и, как положено, разного рода безумства – все смешалось в день свадьбы графского камердинера и красавицы Сюзанны.

Бывают странные сближения. С поэтом, чье имя носит театр, он никак не связан: до двадцатых годов прошлого столетия на вывеске стояло имя Щепкина, но в 1837 году, в годовщину гибели поэта, многие театры стали пушкинскими, в том числе и курский. Пушкина здесь, по словам художественного руководителя Юрия Бурэ, ставили мало. Однако опосредованно театр оказался связан с драматургией солнца русской поэзии именно благодаря комедии «Женитьба Фигаро», которую он советовал перечесть в «Моцарте и Сальери»…
«Женитьба Фигаро» в отличие от «Бориса Годунова» пользуется повышенным вниманием зрителя со времени ее первого представления публике в 1783 году. С тех пор режиссеры ее ставят и ставят, а зрители с неослабевающим интересом смотрят. Да и как отказать в себе в удовольствии понаблюдать за хитроумными интригами, которые плетутся в замке графа Альмавивы?
«Женитьба Фигаро» выдержана в естественной для нее постановочной гамме, на сцене царит карнавальная атмосфера, которую создают персонажи знаменитой комедии. Перевод Николая Любимого, соответствуя стилистике оригинала, звучит свежо, современно, едва ли не каждая реплика – это маленький шедевр, а его восприятие удваивается и утраивается благодаря актерскому воплощению. По крайне мере, то, как преподнесена небольшая фраза, которую произносит графиня Розина, отвечая на вопрос мужа, дескать, что, захотела подурачиться, заслуживает всяческих похвал. А сказала-то героиня Елены Гордеевой всего ничего: «Ну, что ж, не подурачиться…»
В уморительную репризу выливается появление вечно нетрезвого садовника Антонио. Он, несмотря на известную «усталость», заметил, что какой-то подозрительный мужчина выпрыгнул из окна и помял клумбу. Но главное – в самый неподходящий для графини и Сюзанны (Елена Цымбал) момент зашел в комнату и в присутствии графа Альмавивы (Александр Швачинов) заплетающимся языком сообщил о преступлении. Антонио, устраивающего настоящий аттракцион с повязкой на пальце, – запоминающаяся работа Эдуарда Баранова, которого тверской зритель накануне видел в противоположной по эмоциональному наполнению роли расчетливого Петра Адуева в «Обыкновенной истории».
Трогательно, а потому естественно выглядит паж Керубино. Испуг, потрясение, разочарование, которые испытывает герой Дмитрия Баркалова после сообщения о том, что ему придется ехать в полк, неподдельны. Паж готов буквально разрыдаться, слезы так и наворачиваются на его глаза, особенно когда он смотрит на обожаемую графиню, которую так ревнует ее супруг. Александр Швачинов создает образ своего персонажа с помощью голоса: изменение регистра, интонации, повышение или понижение тона лучше всего говорят о настроении и намерениях графа. Даже бегая с клещами, коими он намеревается выломать дверь в туалетную супруги, где, как он думает, прячется мужчина, исполнитель голосовой нюансировкой добивается большего эффекта, в том числе и комического.
Понятно, что в той свистопляске, которая творится в замке, разобраться порой трудно даже тем, кто ее устроил. Фигаро (Евгений Сетьков) не исключение. Однако природный талант и, более того, сообразительность позволяют ему выходить даже из самых щекотливых ситуаций. Намерение Марселины (Лариса Соколова) женить на себе домоправителя – что может быть страшнее в день женитьбы на другой женщине… Заглавный герой в полном соответствии с текстом Стербини находится то тут, то там, и эта вездесущность вкупе с выдумкой, задором, остроумием спасает героя. А историю приводит к финалу. Зрителям же, как это делали после первого представления «Женитьбы» в «Комеди Франсез», наверняка хотелось крикнуть: «До завтра!», потому что шутка только началась.
Евгений Петренко