Главная страница-СМИ-Красивый, порядочный и настоящий

Красивый, порядочный и настоящий

31 января 2013

Этому человеку публика не раз дарила аплодисменты, именно благодаря ему в Курском драматическом театре появилась малая сцена. Однако профессия Виллена Нестерова, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии, не имела ничего общего с актерской, потому что он - художник-сценограф, прослуживший театру имени Пушкина верой и правдой тридцать лет. В 2007 году Виллена Васильевича не стало, но осталась память о нем в виде ярких потрясающих спектаклей - "Маскарад", "Сирано де Бержерак", "Дурочка", "Семейная идиллия", "Эти свободные бабочки" и можно еще долго перечислять…

 Совсем скоро исполнится восемьдесят лет со дня рождения Виллена Нестерова, и в память о художнике драмтеатр откроет выставку его работ - эскизов, макетов, картин и зарисовок. А кто лучше всего может рассказать о Виллене Васильевиче как о человеке? Конечно же, его семья - супруга Инна Кузьменко, Заслуженная артистка России, и дочь Мария Нестерова, также актриса.

 Сорок девять счастливых лет 

В ходе разговора задаю Инне Петровне вопрос об экзотичном имени ее супруга…

 - Его так бабушка назвала, в честь вождя мирового пролетариата, ведь она была коммунисткой, что называется, до мозга костей, - рассказывает Инна Кузьменко, - Виллен рассказывал, что она даже с Надеждой Крупской встречалась и общалась. Вышло так, что ее дочь родила Виллена Васильевича в 18 лет, да еще без мужа, поэтому воспитывали Виллена женщины - красивые и молодые, причем обеих он называл мамами. 

Инна Петровна также добавила, что мать и бабушка ее будущего мужа постоянно работали, поэтому маленький Виллеша был предоставлен сам себе. Кстати, Виллен Васильевич с детства хорошо рисовал, поэтому его без колебаний взяли сначала в художественную школу при художественном училище имени Сурикова, а потом в институт в Москве. Он еще очень любил природу.

 - Он жалел все живое, причем тащил живность в дом, - замечает Инна Петровна, - у него жили грач, ручная ворона и даже два ежа. А как он обожал собак! Однажды принес из питомника щенка немецкой овчарки, назвал Радш. Я, конечно, немного напряглась, потому что собаку надо воспитывать, а когда нам это делать было - ведь мы с утра до вечера в театре! Но Виллен Васильевич настоял на своем и действительно занимался питомцем, из которого вырос пес дивной красоты. И тут мы перевелись в Пензу, а собаку с собой никак взять не могли. Виллен Васильевич отдал его хорошим людям, но как переживал - это не передать словами! У него даже аппетит пропал… 

Любовь к природе Виллен Васильевич старался привить и дочери Марии - периодически ходил с ней в походы в лес и на речку с палаткой.

 - А каким он был дачником! К огородному делу его пристрастил Евгений Поплавский, он не только наш коллега, но и сосед по даче, - рассказывает Инна Петровна, - как-то Виллен вырастил огромное количество помидоров, причем всех размеров, цветов и форм. Я еще заметила ему: "Куда так много! Кто это будет есть?!" А он ответил: "Не надо есть. Любоваться надо!"

 Когда речь заходит об их знакомстве, супруга Виллена Васильевича улыбается.

 - Это было в Томске. Главный режиссер театра каким-то образом увидел меня по телевизору в Красноярске и пригласил работать в Томский театр. Меня сразу же задействовали в спектаклях, - вспоминает Инна Кузьменко, - чуть позже пригласили и Виллена художником, вот так и познакомились. Это был красивый, порядочный мужчина и настоящий человек - личность, каких сейчас, наверное, уже и не встретишь. 

Как говорит Инна Петровна, ухаживать Виллену Васильевичу было некогда, да и свадьбы у них как таковой не было... Зато прожили супруги душа в душу сорок девять лет. 

А привесок-то хороший! 

Как художник Виллен Васильевич был очень востребован, поэтому его постоянно приглашали в разные театры, а Инна Петровна, подобно офицерской жене, следовала за своим мужем. После Томска супруги отправились в Пензу, потом в Уфу, затем в Вологду и, наконец, в Курск.

 - Про меня режиссеры, шутя, говорили Виллену: "А привесок-то у тебя хороший", - замечает моя собеседница, - так вот и жизнь пролетела - все в работе. Даже когда родилась Маша, пришлось ее нянечке оставить и вернуться в театр. Дочь наша - это настоящий театральный ребенок, она даже в детский сад не ходила - все время со мной на работе была. 

«Мам, я буду художницей» 

Кстати, Мария Вилленовна до поры до времени даже не понимала, что растет в какой-то необычной семье. Ну и что такого в том, что мама так часто выходит на сцену и даже превращается в кого-то? 

- Был спектакль-сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", - рассказывает Мария, - и в финале произносилась фраза: "Злая баба, превращайся в жабу!" В это время гас свет, и вместо моей мамы на цене появлялась картонная лягушка. Я смотрела его 20 раз, и каждый раз плакала - какая жаба, ведь это моя мама!

 Не смущало маленькую Машу и то, что папа собственноручно расписывает в ее комнате стены, делает макеты сцены и рисует костюмы. А однажды даже написал ее портрет.

 - Был такой период, когда я стала быстро расти, - вспоминает Мария Нестерова, - из-за этого у меня болели все кости.

 Чтобы как-то отвлечь дочь, Виллен Васильевич сажал ее на стул и писал портрет. По словам Маши, это действительно помогало ей не думать о боли. 

- Я поняла лишь позже, как это сложно - быть художником-сценографом, - говорит о профессии отца его дочь, - ведь сначала надо понять замысел режиссера, потом не только создать эскиз, но и спроектировать эти декорации так, чтобы они держались и не упали, доставив дискомфорт актерам. Более того, сейчас вместе с художником работают инженеры-конструкторы, а раньше папа делал все чертежи сам. То же и с костюмами. В наши дни можно открыть Интернет, задать в поиск любой век, страну, и через минуту у вас перед глазами возникнут сотни ссылок и картинок с одеждой. А папа для этого шел в библиотеку, листал энциклопедии и книги у себя дома, поэтому он постоянно читал, даже когда уже тяжело болел. 

Как рассказывает Маша, отец был не против того, чтобы она стала художником, но, по ее мнению, Господь Бог не дал ей того особого дара, который был у папы, а без него она могла научиться лишь ремеслу. Зато художницей изъявила желание стать его внучка Анечка, причем сообщила маме об этом при очень непростых обстоятельствах. 

- Я пришла вместе с семилетней Аней в фотоателье, так как мне надо было сфотографироваться на какой-то документ, - вспоминает Мария Вилленовна, - я уже сидела перед объективом, и тут зазвонил телефон. Высветился номер - папа. Я очень обрадовалась, потому что подумала: "Он позвонил, значит ему легче". Но голос был не его… Мне сообщили, что папы больше нет… Я положила телефон, и в этот момент меня сфотографировали. Я не могу смотреть на это фото… Я закричала… Тут ко мне подошла Анечка и сказала: "Мам, я буду художницей".

 Завершая наш разговор, Инна Петровна и Мария пришли к выводу, что театр для Виллена Васильевича был не просто работой, а делом, которому он служил. 

- Когда папа был еще жив, то зачастую на премьерах происходило следующее: открывался занавес, актеров еще не было, а зрители уже аплодировали, увидев его сценографию, - рассказывает Мария Нестерова, - и у меня просто замирает сердце, когда сейчас я этих аплодисментов больше не слышу.

 13 февраля в 18.30 будет показан спектакль "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, посвященный светлой памяти Виллена Нестерова, главного художника Курского драматического театра имени Александра Пушкина. 

газета "Курск"

Надежда Глазкова