Цена успеха

24 сентября 2015
Курский театр сыграл Гончарова 
Спектаклем «Обыкновенная история» труппа открыла гастроли на сцене Тверского академического театра драмы. Историю о том, как приехать в столицу и поймать  фортуну, поставил Юрий Бурэ, взявший за основу инсценировку романа, сделанную Виктором Розовым.

Курский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина приехал в Верхневолжье впервые в рамках обменных гастролей по городам воинской славы и покажет несколько своих спектаклей, в том числе и для детей. Богатая история его началась в 1792 году, на этих подмостках крепостной мальчик Миша Щепкин стал великим русским артистом Михаилом Щепкиным, здесь блистали Николай Яблочкин, Вера Комиссаржевская, Василий Качалов, Александра Яблочкина. С 1982 года театром руководит народный артист России Юрий Бурэ, поставивший более 60 спектаклей. Один из них – «Обыкновенная история», увидевший свет в 2013 году. «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь не согласиться, но зато свой собственный становится умнее, яснее», – советовал Лев Толстой одному из своих корреспондентов.
Теперь, конечно, нужно объяснять, что Гончаров, писавший в своем романе в том числе и о себе, под обыкновенной имел в виду историю не простую, не замысловатую, а повторяющуюся из поколения в поколение, и «каждое следующее поколение проживает по-­своему». Во все времена молодые люди устремляются в столицы в поисках карьеры и фортуны, как это делает Александр Адуев (Дмитрий Баркалов). Идиллическая жизнь в глухой провинции, за полторы тысячи верст от Петербурга, кажется ему ничем непримечательной, хотя здесь у него есть и семья, и возлюбленная, и преданный друг. Но здесь все как будто бы не так, и, думается герою, в Петербурге он сможет добиться успеха и не потерять живое чувство жизни, ощутить еще большую ее полноту. Торопливые благословения матери Анны Павловны (Людмила Манякина) он воспринимает как вовсе не обязательные, но зато сцена прощания с приятелем Поспеловым (Алексей Поторочин) очень напоминает клятву, которую дали друг другу на Воробьевых горах молодые Герцен и Огарев. И читают­-то герои Пушкина: «Товарищ, верь, взойдет она…»
Тем сильнее диссонанс последующих сцен, когда Александр уже в Петербурге под диктовку дяди Петра Ивановича (Эдуард Баранов) советует Поспелову, дескать, пиши мне реже. И это только первый шаг к успеху. Восторженность племянника Адуев-старший сбивает с легкостью, с какой атлет поднимает тяжести – он и сам между делом не прочь потолкать гирю и делает это играючи. Съев пуд соли в Петербурге и добившись высокого положения, он знает: увлечение поэзией ни к чему не приведет – в лучшем случае станешь чернорабочим в литературе. Гораздо выгоднее отринуть все чувства и поступить в департамент переписчиком, но служба эта выглядит едва ли не тюрьмой. Железные прутья, придуманные художником Александром Кузнецовым, за которыми происходит действие соответствующей сцены, больше всего напоминают застенки. Дядюшка меж тем подливает масла в огонь, открывая юному родственнику суровую правду о романтических отношениях и чувствах: их нет, и жениться нужно в Петербурге не по любви и даже не по расчету, а с расчетом, как и он сам.
Все дело в том, что когда­-то и Адуев­старший приехал в столицу таким же наивным восторженным юношей, он так же, как и племянник, бросался с объятиями к каждому встречному, но все чувства в нем постепенно остыли, уступив место прагматизму. Впрочем, и сейчас Петр Иванович – все-­таки он живой человек, а не машина – может и неуклюже потанцевать, и напеть легкомысленную мелодию, но тут же спешит одернуть себя и скрыться в темноте комнат: как бы кто не увидел!
Розовская инсценировка романа получает на сцене яркое, динамичное воплощение. Характеры героев очерчены ясно, выпукло. Изначальная карикатурность Александра Адуева только подчеркивает его инфантильность и неопытность, открытость миру и людям. Жесткость Петра Ивановича, каким его показывает Эдуард Баранов, оправдана как раз опытностью и серьезным и ясным взглядом на жизнь. И нет, собственно, между героями никакой пропасти, они похожи, они отражение друг друга, потому что каждому суждено пережить эту обыкновенную историю о том, как достигается успех.
На экране с видеоизображением (режиссер Александр Олешин) меняются кадры: Адуев едет из провинции в столицу, с блаженным выражением лица мчится на свидание с Софьей (Арина Богучарская), но неизменно возникает холодный Петербург, который губит все живое. Конечно, картинки с деревенским затишьем трогательнее, милее сердцу, но в оппозиционной борьбе провинция, как всегда, проигрывает столице. Главный герой понимает и принимает ее законы, полностью подчиняется ритму, требованиям города. И вот он уже на пьедестале. Перед ним лестница, устланная красной дорожкой, и он, изменившийся до неузнаваемости, из доброго юноши превратившийся в циника и дельца, каких много, поднимается все выше и выше, к своей звезде. И мурашки идут по спине от этого преображения, и уже не верится совсем в пленительность счастья, а вспоминаешь только романтически настроенного мальчишку, приехавшего из деревни, но понимаешь: то, что произошло с ним, должно было случиться. Так было с ним, так будет и с другими.
"Тверская жизнь"
Евгений ПЕТРЕНКО