Главная страница-СМИ-Юрий Бурэ: беда пьесы "Горе от ума" в том, что она обросла штампами

Юрий Бурэ: беда пьесы "Горе от ума" в том, что она обросла штампами

9 июня 2015

Есть только один минус у наступившего лета - в этот период все городские театры и концертные учреждения закрывают сезон. Однако несмотря на это в Курском государственном драматическом театре имени А.С. Пушкина творческий процесс продолжается - идет работа над постановкой Грибоедовского "Горя от ума", на минувшей неделе был запущен проект "Театральные ночи", словом, не желает наш драмтеатр расставаться с публикой. Но все же сезон есть сезон. И о том, насколько успешно он прошел, мы беседуем с Юрием Бурэ, художественным руководителем Курского драмтеатра, народным артистом России. Юрия Валерьевича мы застали за чтением "Горя от ума".

- Юрий Валерьевич, первый вопрос, конечно же, о том, как прошел сезон. Что удалось, а что, может быть, не очень…

- Я всегда говорю, что судить о том, как прошел сезон, нужно не художественному руководителю театра, а публике. Судя по статистике, в первый квартал года - январь, февраль, март - у нас было больше зрителей, чем в этот же период прошлого года - где-то на тринадцать тысяч человек, то есть 70 тысяч зрителей. Во многих театрах такое количество бывает в год. Так что, согласно этим цифрам, мы поработали нормально.

- Действительно, за последние несколько лет Курский драматический стал динамично развиваться - заработала малая сцена, актеры труппы стали пробовать себя как режиссеры. Может быть, есть какой-то секрет такого успеха?

- Абсолютно никакого. Малая сцена была предложена мной еще в девяностые, и задумывалась она как место для самостоятельных работ актеров. Потому что многие из них не были удовлетворены своей занятостью, ведь мы ставим не так много спектаклей, и в них не так уж и много действующих лиц, а центральных ролей и того меньше. А каждый актер хочет продемонстрировать себя в хорошей большой роли. Вот для этого и была придумана малая сцена. Вначале она была принята "на ура", а потом как-то дело пошло на спад. Затем благодаря Александру Швачунову и Галине Халецкой, поставившим на этой площадке два спектакля, другие актеры поняли, что это неплохая возможность выразить себя. Кроме того, в прошлом году мы перенесли на малую сцену два дипломных спектакля Курского колледжа культуры - "Чморик" и "Квадратура круга". Сейчас на малой сцене готовится новый спектакль по пьесе Эрика Шмитта "Оскар и Розовая дама" - его репетирует Елена Гордеева. Не так давно выпустили "Альпийскую балладу" - уже в третий раз. Спектакль был принят зрителем и идет хорошо. А на большой сцене Людмила Мордовская репетирует пьесу "Осенние скрипки" Ильи Сургучева.

- Очень интересная тенденция перехода из одной профессии в другую…

- А разве это плохо?

- А у вас нет профессиональной ревности из-за такой ситуации?

- Абсолютно. Вы знаете, "Малая сцена" - это совсем другая форма работы актеров со зрителем, и нашей публике она нравится. Об этом можно судить по спектаклям, например, "Пришел мужчина к женщине" прошел в нашем театре уже более семидесяти раз и до сих пор идет при полном зале.

- Юрий Валерьевич, вы уже начали немного рассказывать о новых спектаклях. Самое время поговорить о планах на будущее. Чем порадуете публику в новом сезоне?

- Начнем с "Горя от ума" Александра Грибоедова,продолжим пушкинской "Барышней-крестьянкой", затем выпустим еще одну сказку для детей - "Спящая красавица". Далее будет "Гамлет" Уильяма Шекспира, "Месяц в деревне" Ивана Тургенева, "Доктор философии" Бронислава Нушича, думаю, будет еще "Брачный договор. Ктуба" Эфраим Кишон.

- В театре идет активная работа по постановке "Горя от ума" Александра Грибоедова. Как себя чувствуют актеры "в материале"? Ведь это же классика!

- Мы уже закончили планировку первого акта пьесы. Актерам, на мой взгляд, она очень нравится, более того, они удивляются - как можно было в тридцать лет, а Александру Грибоедову было именно столько на тот момент, написать такое произведение, которое на много лет вперед разошлось на цитаты! Как человек смог такое сделать - никто не понимает!

- Гений…

- Плюс ко всему, очень образованный человек. Я за свою жизнь видел очень много спектаклей по этой пьесе, и ее беда в том, что она буквально обросла штампами. Из-за чего перед нами встает непростая задача - поставить и сыграть этот спектакль так, чтобы эти штампы миновать. А для этого надо не просто хорошо прочитать пьесу, но и вдуматься в то, что в ней написано. Вместе с актерами мы стараемся вникнуть в то, что написал Александр Сергеевич, очень внимательно читая его текст. Потому что, если этого не делать, то ничего не будет понятно.

- Например…

- Ближе к финалу есть эпизод с Репетиловым, который приходит под конец бала, требует, чтобы Чацкий ехал с ним в англицкий клуб, потом того же он требует от Скалозуба. Те ему отказывают. А сам он не едет. Почему? Репетилова актеры всегда играли как болтуна, эдакого довольного жизнью повесу в шикарной шубе. Кстати, в постановке Малого театра, где его играет Никита Подгорный, он именно так одет. Такой красавец в шубе… Он не едет в англицкий клуб, потому что это закрытое элитарное заведение, куда его не пускают. Поэтому он и уговаривает Чацкого и Скалозуба, которые вхожи в него.

На самом деле Репетилов не просто введен автором в пьесу. Он - словно назидание Чацкому: "Ты станешь таким, если будешь болтать о свободе и ничего при этом не делать". Превратишься в этого падшего человека, потерявшего связь с этим обществом, которого отовсюду выгнали и которому некуда деться. Тогда понятно, почему он говорит извозчику: "Вези куда-нибудь". Все, не уговорил никого, никому не нужен.

Или другой вопрос: почему Софья сразу не сказала Чацкому: "Я тебя больше не люблю"… Она почему-то тянет четыре акта. Она, безусловно, любит Чацкого, но… Он уехал на три года, ничего о себе не сообщал и вдруг на тебе - прибыл с предложением руки и сердца. А Софья - девушка своенравная, поэтому она хочет отомстить ему. Помните, в эпизоде, в котором происходит разоблачение Молчалина, Софья вдруг замечает: "Как давеча я в обморок упала, здесь Чацкий был…". Зачем она вдруг о нем вспоминает, раз не любит? И у меня родилась такая мысль: Софья любит Чацкого, но будучи своенравной, решает жестко отомстить ему за эти три года.

Вот так мы пытаемся разобраться с этой пьесой, постоянно задавая вопросы: "почему" и "для чего". Поэтому работа над спектаклем занимает много времени, но при этом нам всем очень интересно.

- Юрий Валерьевич, действие в пьесе происходит в течение одного дня. А как вы считаете, что случилось далее? Какое продолжение получила бы эта история?

- Думаю, за сценой прозвучал бы выстрел.

- Чацкий застрелился бы?

- Да, потому что он никому не нужен, никто его не понимает и не принимает.

- То есть получается так, что Софья была для него спасительной ниточкой?

- Конечно. Потому он и бросился сюда, что здесь его понимали. А на деле выходит так, что и тут он тоже не нужен. Из-за этой непохожести на других одно время Чацкого выставляли как революционера. Но мне кажется, что дело в другом - во все времена человечество и морально, и физически уничтожало инакомыслящих, совершенно не понимая, что за ними будущее - Галилео Галилей, Джордано Бруно и другие.

- Юрий Валерьевич, расскажите о новом проекте "Театральные ночи".

- Он был создан по предложению администрации нашего театра. Это новое веяние моды, которому следуют не только музеи, но даже и библиотеки. Кроме того, возможно, это привлечет иную аудиторию в наш театр. Поэтому я не стал противиться этой идее.

- Скажите, а будут ли гастроли у труппы нашего театра?

- У нас есть планы поехать в Тверь, правда, все зависит от финансирования. В последнее время у нас ситуация с гастролями складывается довольно неплохая - мы и с Тулой обменные гастроли устроили, и с Малым театром дружим хорошо.

- Будете ли вы привлекать молодежь в труппу?

- Безусловно. Потому что много молодежи никогда не бывает, как денег. Театру всегда нужны свежие молодые лица. Мы пригласили на просмотр молодого человека из Воронежа, чуть позже я поеду в Белгород - в институт искусств и культуры. Там есть актерское отделение, и у них в этом году первый выпуск, куда я приглашен в качестве председателя ГЭКа. Возможно, мне удастся пригласить еще актеров в нашу труппу.

- А театру есть что предложить молодым талантам?

- Жилье имеется - пусть не отдельная квартира, с подселением, но она есть. То же касается и работы. Обещаем - скучно не будет.

Надежда ГЛАЗКОВА