Главная страница-СМИ-Фигаро уже здесь

Фигаро уже здесь

26 марта 2015

На залитой светом сцене бьет настоящий фонтан, галерею осеняют могучие кроны, а боковины высоких крылец изукрашены картинами псовой охоты и сельской жизни. А затем закружились персонажи в красочных костюмах, и в пестрой этой толпе переливались стразами и блёстками парчовые и атласные одежды главных героев. Просто сказочное действо какое-то, а не «Безумный день в 2-х действиях», как обозначено в программе. Так предстала взорам публики в драмтеатре «Женитьба Фигаро» великого насмешника и комедианта Пьера де Бомарше.

Спектакль, представленный московским режиссером Вячеславом Сорокиным и художником-постановщиком, лауреатом Государственной премии РФ Александром Кузнецовым (тандем сложился еще при совместной работе в Сибири), четко следует текстовой трактовке и обрисовке образов в сочинении драматурга. Более того, Бомарше облегчил задачу современным постановщикам пространными предисловиями, описанием характеров и костюмов действующих лиц, а также убранства сцены. Однако авторы курского спектакля проявили недюжинную фантазию, отменный вкус и творческое чутье в выстраивании дуэтных и массовых игровых сцен — с максимальным использованием возможностей декоративного оформления сценического пространства.
Собственно, спектаклей два, ибо два актёрских состава по-разному представляют зрителю один и тот же текст, мизансцены, танцы и вокальные партии героев и массовки. Здесь, конечно же, следует упомянуть балетмейстера — заслуженную артистку РФ Галину Халецкую, музыкального оформителя — заслуженного работника культуры РФ Илью Сакина и аранжировщика Олега Семыкина, педагога по вокалу — заслуженного работника культуры РФ Ирину Железникову.
Первый состав являет действие изысканное, подчёркнутое тонкостью манер и картинной учтивостью движений, словно герои соревнуются в салонной вежливости, порой завуалированно-язвительной, но чаще просто озорно-насмешливой. Это касается, прежде всего, четвёрки главных действующих лиц: графа и графини (заслуженные артисты РФ Александр Швачунов и Елена Гордеева) и Фигаро с Сюзанной (Евгений Сетьков и Елена Цымбал). Сколько коварства таится в речах и поступках графа, нарочитой беспомощности у графини, обворожительного лукавства и даже трепетности в Сюзанне, изощренной утонченности у Фигаро! Для Сетькова, чаще мелькавшего в эпизодах, чем в героях, «Женитьба…» стала неожиданным открытием потенциальных возможностей. Великолепная звучная речь, живая мимика, салонная пластика, соединившаяся чуть ли не с акробатической подвижностью, умение носить костюм, как вторую кожу, — все сыграло на несомненный успех. Им ничуть «не мешают» другие персонажи, даже менее изысканные. Например, Марселина (народная артистка РФ Лариса Соколова), смешная и бесшабашная в своих нелепых притязаниях, но в мгновение ока превратившаяся в заботливую и любящую мать. Или Антонио (заслуженный артист РФ Эдуард Баранов), трактуемый графом как «вечно пьяный садовник». Колоритная фигура, неуклюжесть и грубоватая простодушность неизменно вызывают одобрение.
Любвеобильный Керубино (Дмитрий Баркалов) уморительно смешон, хоть в пажеском, хоть в женском обличье. Актер, всегда готовый поозорничать на сцене (по роли, конечно!), здесь, что называется, «отрывается по полной», подчеркивая комедийность ситуаций гротеском игры. А Ольга Легонькая — графиня, Максим Карпович — Фигаро и Светлана Сластенкина — Сюзанна дают более простонародный вариант, «приправленный», однако, изяществом от все того же Швачунова. В «обойму» удачно вписываются и образы Марселины (Любовь Башкевич), Фаншетты (Арина Богучарская), Дубльмена (Сергей Тоичкин). Но это вовсе не значит утери шарма. Просто Сюзанна — более прагматичная особа, заранее просчитывающая пользу в той или иной ситуации. Фигаро — экспрессивный, но без подчеркнутого изящества, характерного для героя Сетькова. Графине немного не хватает живости лица. Марселина — более сдержанная, в ней нет такого разительного перехода, который показывает Соколова. Можно порадоваться за Арину Богучарскую — роль подрастающей кокетки и пройдохи удалась. И секретарь суда (Сергей Тоичкин) интересен в своем намеренно дурашливом образе.
К тому же главных героев подстерегала особая трудность, характерная для комедий Бомарше: бешеный ритм диалогов, где параллельно с обменом репликами идут энергичные замечания «на сторону», вроде бы для себя, но рассчитанные на публику. Эта невероятно виртуозная игра (и по ритму, и интонационно) исполняется с блеском главными соперниками в пьесе: графом и Фигаро. Причем в обоих составах. И без всяких натяжек можно сказать, что спектакль стал значительным событием в нынешнем театральном сезоне.


Валентина КУЛАГИНА