Главная страница-СМИ-Курск. Вырасти в Человека

Курск. Вырасти в Человека

10 декабря 2014

Выпуск № 2-172/2014, В России Курск. Вырасти в Человека

Спектакль по пьесе Владимира Жеребцова «Чморик» каждый воспринимает по-своему. Для кого-то это история о молодежи, для кого-то - об армии, кто-то считает, что здесь речь идет о взаимоотношениях и взаимопонимании между людьми, о поиске своего места в жизни. Для меня этот спектакль стал историей роста из человека в Человека.

И, наверное, режиссеры-постановщики Юрий Бурэ (народный артист России, лауреат Государственной премии России) и Алексей Воронцов (преподаватель Курского колледжа культуры) выбрали эту пьесу совершенно не зря. В спектакле участвуют выпускники колледжа культуры, молодые люди, для которых актуальны все перечисленные темы.

Сам спектакль очень жесткий и даже жестокий, с ярковыраженным негативным настроением. Но он заставляет задуматься. Задуматься о том, как тяжело быть «белой вороной», быть не таким, как все, и отстаивать свои убеждения. Как сложно жить в среде, которая разительно отличается от привычной. Как тяжело взрослеть и сталкиваться с проблемами новой жизни, решать их самостоятельно. А принимать верное по совести и человеческим законам решение - еще тяжелее. Но самое главное: очень трудно расти...

Действие разворачивается на окраине Байконура, в бескрайней Казахстанской степи, в конце восьмидесятых годов. Тут стоит блочный, когда-то наспех собранный дом - подсобное хозяйство воинской части. Именно там худшая и неспособная к строевой службе часть личного состава растит свиней для остальных солдат.

Сержант Хрустяшин (Сергей Малихов), временно в одиночестве занимающийся будущим провиантом, с первого взгляда симпатии не вызывает. Царящий в доме беспорядок сразу дает понять, что сержант перетруждаться не собирается и живет кое-как, считая дни до дембеля. При беседе со старшим лейтенантом Алтыновым (Илья Беспалов) Хрустяшин, или, как называют его остальные служащие, Хруст, ведет себя трусливо и подобострастно, что только увеличивает неприязнь к нему.

Малихову, на мой взгляд, хорошо удалось показать характер своего персонажа: хамоватого и, в то же время, слабого подхалима, который лебезит перед более сильными и отыгрывается на слабых. Исполнитель роли рядового Новикова, Роман Лобынцев, сильно контрастирует с ним. Новиков «сослан» на ведение подсобного хозяйства за неуживчивость и нерасторопность. Роман Лобынцев здесь оказался в роли тихого и домашнего мальчика. Интеллигентный и благородный, он в армейской среде становится белой вороной и понимания у старших по званию не находит.

Конфликт пьесы и спектакля заключается в разности двух миров, данных через восприятие двух молодых ребят. На фоне друг друга каждый из них проявляет себя и становится понятен зрителю. Но, несмотря на непохожесть, ребятам предстоит сосуществовать вместе и учиться друг у друга. Например, Андрею Новикову придется срочно повзрослеть и понять: жизнь не всегда бывает гладкой и спокойной, иногда она очень жестока и попросту страшна.

Новиков у Лобынцева производит впечатление мальчика, будто бы только «вынутого из ваты». Мягкий и неконфликтный, он, кажется, сломается после первой же злой шутки Саши Хрустяшина. Однако это не так, паренек имеет внутренний стержень, что и демонстрирует по ходу действия. Интересно наблюдать за ним, за тем, как ему приходится взрослеть за считанные дни и справляться с этой задачей.

Как я уже говорила, каждый из персонажей не только раскрывается сам, но и позволяет разглядеть другого участника действия, становится для него неким камертоном. Разжалованный сержант, завскладом Бес (Роман Канищев) исключением не стал. В его присутствии Хрустяшин вновь унижается и трясется от страха. А вот Новиков, напротив, ведет себя достойно.

Канищеву досталась роль антагониста главного героя, беспредельщика и негодяя, и играет, надо сказать, он ее весьма успешно. Когда этот персонаж появляется на сцене, сразу же приходит ощущение беды. Резкий, вспыльчивый и обнаглевший от того, что никто не может дать ему отпор - вот таким видится Бес. Хотя, стоит отметить, иногда Канищев перегибает палку и его персонаж становится чрезмерно жестоким. Впрочем, возможно, такова задумка режиссеров, так как к концу действия Бесу и вовсе предстоит потерять человеческий облик, достигнув пика своей мерзости.

Все герои растут по мере развития сюжета и к финалу каждый из них приходит изменившимся. Бес показал всю свою подлость и бесчеловечность. Андрей Новиков, наоборот, проявляет такие качества, как доброта, справедливость, сила и умение прощать. Даже, казалось бы, эпизодические персонажи не застывают на месте.

Например, продавщица Аня (ее играют в очередь Надежда Гридасова и Екатерина Прунич), девушка легкого поведения, которую Саша Хрустяшин пригласил в гости в надежде поразвлечься. Хабалистая и разбитная в начале, она меняется после одного разговора с Новиковым. Андрей сравнивает ее с королевой, и Анна, явно никогда не слышавшая подобных комплиментов, действительно обретает королевскую стать и осанку. Становится понятно, что она вовсе не такая поверхностная, как казалось в первые минуты. Аня слышит невидимую скрипку, на которой «играет» Андрей, понимает его лучше, чем кто бы то ни было тут. И теперь видно, что создана она не для такой жизни, что случайно она попала в эту степь и место ее совершенно в другом обществе. Хочется верить, что случайно увиденное Андреем в Ане, позволит ей по-настоящему измениться и изменить свою жизнь.

Очень важная, хоть и маленькая по времени пребывания на сцене, роль сестры Андрея, Кати. Ее роль исполняют Мария Землякова и Татьяна Таранова. Кажется, что обеим девушкам очень близок этот персонаж: милая девушка, еще совсем ребенок, Катя любит брата и ради него пустилась в авантюру - приехала к Андрею в гости, даже не предполагая, каким опасным может стать такое путешествие. И, когда случается беда, реакция девушки, пусть и предсказуема, но достаточно органична. Обе актрисы, работающие над этой ролью, смогли передать ужас и отчаяние маленькой девочки, в идеальном мире которой не бывает подобных случаев.

На мой взгляд, эта роль важна потому, что именно Катя по-настоящему подтолкнула к изменениям Хрустяшина. Подловатый и трусливый, он изо всех сил противится влиянию на него Андрея, потому что боится стать такой же белой вороной и изгоем. Но теплота Кати, ее открытость, наверное, помогли герою понять, как хорошо в мире Новиковых - в мире, где друг к другу относятся доброжелательно, где не приходится рвать друг другу глотки и бороться за выживание. Любовь брата и сестры, их трогательные отношения, возможно, вызвали у Саши некоторое недоумение, но видно, что где-то в глубине он и сам хотел бы жить подобной жизнью, без постоянной борьбы и вечных унижений.

И его рост заметнее всего, так как из мелкого труса он пытается вырасти в Человека - а это самый длинный и тернистый путь. Изменения, случившиеся с Сашей, отмечает и Алтынов, который тоже приходит к финалу другим: поначалу он вполне соответствует окружению Хрустяшина, показывая себя не с лучшей стороны. Алтынов у Беспалова вышел хитроватым и грубым, он, как и сам Хруст, понимает только силу и тоже насмехается над странным, на его взгляд, новичком. Но со временем он проникается уважением к новобранцу и даже разочаровывается, когда ему кажется, что он ошибся в человеке.

В финале спектакля Саша и Андрей, такие разные поначалу, будто бы настроены на одну волну. После всего пережитого и в момент наивысшей опасности, они готовы стать плечом к плечу и вместе бороться за свою жизнь.

Лично на меня самое сильное впечатление произвело последнее письмо Хрустяшина родным, в котором он признается в том, что не служит на секретном полигоне, как врал раньше, а на самом деле занимается подсобным хозяйством. То, что Саша нашел в себе силы признаться в этом, свидетельствует о его росте в Человека.

Как уже было сказано, в спектакле заняты выпускники актерского курса Юрия Бурэ и Алексея Воронцова. Это совсем юные ребята, в массе своей не служившие в армии и в подобных ситуациях не бывавшие. Но, несмотря на это и на наличие весьма скромного актерского опыта, с поставленной перед ними задачей они справились. Им веришь, им сопереживаешь и в их искренности не сомневаешься.

В финале спектакля Андрей Новиков читал по просьбе Саши Хрустяшина стихотворение Евгения Евтушенко «Дай Бог!» Эти слова, звучащие в абсолютной тишине сцены, отзывались не только в душе Хрустяшина, но и в душах зрителей. И наверняка поменяли что-то, помогли понять что-то очень важное, что хорошо бы понять каждому.