Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Критический восторг

Критический восторг

3 февраля 2014

Успех театральной постановки зависит не только от режиссера, но и от оценки критиком и зрителя.

Пять дней в Курске работала известный российский литературный и театральный критик Наталья Старосельская. Меньше чем за неделю рецензент, составила свое мнение о восьми спектаклях, идущих на местных подмостках.

В драматическом театре на ее суд были представлены "Соловьиная ночь", "Семь криков в океане", "Сирано де Бержерак", "Обыкновенная история", "Божьи одуванчики" и три спектакля театра кукол – "Кощей+Василиса=?", "Повелитель мух" и "Солнечный луч".

Это первый приезд Натальи Старосельцевой в Курск. Она как специалист и знаток театрального искусства не только оценивает спектакли, работу режиссеров, игру актеров, но и сама пишет о драматургии, литературе, театре.

Напряженный график работы, спектакль сменяется спектаклем. А еще - общение с актерами, режиссером. Нужно не только все увидеть, но и понять, что получилось, что хотели передать постановщик и актеры, как воспринимает увиденное зритель.

О своих впечатлениях столичный критик поделилась с журналистами.

- Больше всего меня поразила постановка "Сирано де Бержерак", - рассказывает Наталья Старосельцева. - Я не спала всю ночь. Это мое любимое произведение, и я с трепетом ждала, что увижу. Я много видела постановок и почти все, кто ставит Сирано де Бержерака в финале убирают какие-то сцены. Все режиссеры как сговорились, выкидывают слова главного героя о Мольере, который воспользовался текстом Сирано. Порадовало то, что Юрий Бурэ этот момент оставил. В этой фразе одна из современных проблем нашего общества, когда человек отдает идею и слова во славу кого-то другого. Увидев реакцию зрителей, сложилось впечатление, что это премьерный показ. Актерам несли цветы, кричали "Спасибо". Это воспитанный зритель. Правда, воспитывать одними назиданиями невозможно.

- Какое у вас впечатление осталось от других спектаклей?

- До сегодняшнего дня я никогда не видела вашего театра. Много слышала и читала о нем, но не видела. Каждый раз, когда Курский театр приезжал в Москву, меня там не было, а потому я очень рада, что оказалась в Курске. Трудно сказать о своих впечатлений. Много их. Очень неоднозначно относилась к спектаклю "Соловьиная ночь". Но посмотрев его, могу сказать, что постановка курского драмтеатра намного выше, чем тех двух спектаклей, которые я видела до этого, и один из них, кстати, в Москве. Кто сегодня знает советского кинодраматурга и автора этой пьесы Валентина Ежова? Никто. Эта пьеса написана в определенный период нашей истории, в период особого отношения к войне. Это пьеса моего поколения. Сегодня это ушло, и для многих молодых непонятны некоторые моменты. А вот Юрий Бурэ сделал совершенно замечательную вещь. Он соединил написанные примерно в одно время пьесу и песни Булата Окуджавы. Если имя Валентина Ежова никто, кроме узкого круга людей, не знает, то песни Окуджавы знает даже молодежь. Благодаря этому стали понятны многие вещи. В курской постановке "Соловьиной ночи" не звучат стихи времен войны, но солдаты, которые выходят вначале и "вращают" Землю, мгновенно возвращают к той поэзии. Ты чувствуешь ее, понимаешь, возникают образы солдат, которые не только топчут Землю, но и вращают весь шар. Мне очень понравилось, что у Юрия Бурэ - поэтическое видение мира. Это есть в его постановках. Мне это очень дорого. Сегодня театр становится примитивнее, проще, легче. И это убивает исконно русский психологический театр, которым мы всегда гордились. А еще меня покорила игра Валерия Егорова.

- Были ли у вас претензии к постановкам?

- Особых претензий нет. Есть некоторые моменты, которые мне показались не совсем внятными или без которых можно было бы обойтись. Где-то немного затянуто действие, где-то у меня были претензии к некоторым из актеров, но все это не высказывается журналистам. Я не вправе об этом говорить. Это все я высказала в беседе с актерами, режиссером. Могу признаться, что меня покорил Валерий Егоров, игравший роль полковника Лукьянова (в спектакле "Соловьиные ночи"), что захотелось поклониться ему до земли. Я помню этих людей, и, знаете, на какие-то минуты я как будто вернулась в детство. Ком в горле, когда этот человек складывает руки, чтобы перекреститься, а потом сжимает их в кулак и крестится кулаком. Мне очень понравились Андрей Колобинин, Александр Швачунов, Людмила Акимова.

- Ваш визит в Курск не ограничился только драмтеатром. Как вам спектакли кукольного театра?

- Очень впечатлил "Повелитель мух". Для моего поколения это был культовый роман, где поднимается востребованная и живая и в наши дни тема взаимоотношений между людьми. Этот спектакль нужно возить, чтобы его видели. Очень понравился спектакль "Кощей +Василиса=?", где есть своя философия. Мы все с детства знаем, где покоится смерть Кощея Бессмертного — в яйце. Для того, чтобы победить зло, нужно сломать иглу. А здесь иголку не надо ломать, достаточно окунуть в волшебное зелье, и зло кончится, Кощей забудет все свое преступное прошлое, станет хорошим человеком, женится на Бабе Яге. Эта обратимость, которая показывает, что от зла до добра - очень близко. Это значит, что возможно все, стоит только приложить усилия. Это и нужно показывать детям, они должны понимать, что иголку не обязательно ломать. Мне понравился этот необычный ход. Оказывается, что все просто.

- А в чем, на Ваш взгляд, радость и беда провинциального театра?

- Главная беда — это финансирование. К примеру, в Москве есть такие театры, которые могут позволить себе поставить один спектакль раз в четыре-пять лет. Провинциальный театр такого позволить себе не может. А значит, театр вынужден жить в другом ритме. Это их радость. Такой ритм провинциальные театры заставляет быть всегда в тонусе. Еще ряд проблем - это отсутствие гастролей, трудности с поездками на фестивали, и, конечно, сложность пополнения кадров. Не в каждом городе есть театральные вузы, которые могут обеспечить театр молодыми актерами. А выпускники московских и питерских вузов не стремятся уезжать за пределы этих двух столиц. Большинство из них растворяется в этих городах, хотя могли бы поехать и работать, стать знаменитыми пусть и в провинциальном театре. Но здесь еще и проблема с жильем. Я видела многих молодых актеров, которые очень хорошо играли в провинциальных театрах. Правда, спустя некоторое время я была разочарована их изменениями, и не в лучшую сторону.

В заключении общения Наталья Старосельская призналась, что курские театры находятся в одном ряду со многими сильными, серьезными театрами России, где сохраняется очень высокий уровень культуры не только актеров, но и зрителей.

Благодаря публикациям критика, курские актеры и театры обретут известность не только в Курске, но и по всей стране. А еще - это гастроли, вниманием известных режиссеров и возможностью принять участие в фестивалях, где она - председатель жюри.

VKurske.com

Сергей Бугорский