Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-«СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ» РАССКАЖЕТ О ВЕЧНОМ

«СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ» РАССКАЖЕТ О ВЕЧНОМ

3 февраля 2014

Несмотря на то что этот спектакль повествует нам о времени, которое для молодого поколения известно только по кинокартинам и литературе тех лет, те проблемы, которые показывает нам эта картина, можно назвать вечными. Любовь, предательство, долг – это основы человеческого мировоззрения, которые должны закладываться с детства.

Простой русский солдат Петр Бородин совершенно случайным образом, находясь в разрушенном Берлине, знакомится с обычной немецкой девушкой. Очень скоро они понимают, что не могут быть врагами те люди, у которых столько много общего. Но, возможно, влюбленным не суждено быть вместе. 

Рьяный службист и карьерист Федоровский, который готов пройти по головам ради вожделенных звездочек, мелочно мстит за личную обиду. Он с настырным упорством добивается того, чтобы честного и простого Петра Бородина отдали под трибунал в соответствии с только что появившимся «оккупационным приказом», запрещающим любые личные контакты с немцами. Спасая от расстрела ни в чем не повинного солдата, полковник Лукьянов и майор Тимофеев рискуют не только карьерой, но и собственной жизнью, пытаются отстоять честь и достоинство русского офицера. Ведь честь и достоинство для этих людей – не пустой звук. Это то, что нельзя уничтожить приказами и угрозами, а также любыми испытаниями. Сохранение человечности в борьбе с жестокостью, спрятанной под маской благочестия, – один из лейтмотивов спектакля. Неслучайно музыкальным эпиграфом к «Соловьиной ночи» становятся «мирные» песни того времени. Неслучайно в самом начале спектакля нам показывают сцену, где две молодые девушки, одна из которых служащая Красной армии, а другая французская беженка, вместе трепетно и самозабвенно исполняют танец маленьких лебедей. Как и главные герои, они выросли в разных странах, но нашли язык, на котором могут общаться, – язык балета, несмотря на то что осуществлению общей для обеих мечты жестоко помешала война.
Спектакль рассказывает зрителю свою историю и делает это так трогательно и наивно, что не получается обвинить постановку в излишнем пафосе или сентиментальности. Персонажи делятся на сугубо отрицательных и положительных, но это воспринимается зрителем естественно, заставляет его переживать за «хороших» и искренне, всем сердцем, ненавидеть «плохих». Возможно, добро и зло в том чистом, почти библейском виде, как эти понятия представлены в спектакле, и не существует в реальной жизни, но, опять же, это придает только особенную открытость и трогательность постановке. Действие спектакля вызывает трепет и отклики в душе потому, что заставляет волноваться те ее частички, которые многим из нас кажутся уже позабытыми и, может быть, даже ненужными.
Это история о первом настоящем чуде, которое произошло в жизни двух обычных людей. Это история любви, которая нежданно-негаданно настигла простого русского солдата и немецкую девушку первой свободной весной после долгого перерыва – весной 1945 года. Только закончилась война, вокруг царят разруха и запустение, но сердца русских людей наполняются радостью – они отвоевали свою землю. Это история о людях, которые остались людьми в душе, их не обезобразили военные действия, жестокость, кровопролитие.
Это история о вражде, реальной и мнимой. О том, как теряются границы «наших» и «чужих», о том, как «чужими» оказываются «свои», о человеческой доброте, которая под силу каждому из нас, нужно только заглянуть немножко в себя и найти для другого не только слова сочувствия, но и силы, и, что самое главное, желание для оказания помощи.
Кстати, вопреки вышесказанному о четком разделении персонажей на положительных и отрицательных, конфликт, который представлен в этой постановке, очень неоднозначен и многогранен. Здесь затронуты проблемы не только послевоенного времени, или, в частности, Советской армии, как может показаться на первый взгляд, но также и межличностных отношений, которые пересекаются с выполнением или уклонением от должностных обязанностей.
А еще это история о жертвенности, опять же в ее библейском понимании. О жертвенности всеобъемлющей, которая определяет, являешься ли ты Человеком с большой буквы. Жертвы приносят многие герои произведения: кто-то во имя любви, кто-то ставит под угрозу свою карьеру, а кто-то – даже жизнь.
Диалоги этого спектакля очень насыщенны по смыслу. Их хочется повторять и сегодня, в мирное время, потому что вечная борьба добра и зла, предательства и любви будет продолжаться еще много веков и всегда будет актуальна.

"Регион46"