Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-В юности он зажигал... диоды

В юности он зажигал... диоды

15 ноября 2013

В библиотеке имени Асеева художественный руководитель и главный режиссер драмтеатра имени Пушкина народный артист России Юрий Бурэ встречался со своими зрителями. Не секрет, что признание и интерес публики для творческого человека имеют очень большое значение.

Юрий Валерьевич в этом году, как ранее уже писали «ГИ», отметил свой юбилей — 75 лет. Скоро на сцене нашего театра пройдет его бенефис «Виват, худрук, виват!».

— Юрий Валерьевич, расскажите о том, что больше всего запомнилось вам из детства.
— Детство мое прошло в городе Куйбышеве — сейчас он называется Самара. В тамошнем театре работали мои родители. В 1943 году — в разгар войны, когда лозунг «Все для фронта, все для Победы» был единственно правильным, был поставлен спектакль «Ромео и Джульетта» с великолепными декорациями художника Большого театра Вильямса, костюмы были сделаны из очень дорогих тканей. Спектакль был очень дорогостоящим — это я знаю по рассказам родителей. Потом о нем писали английские и американские журналы: «Если во время войны здесь могут поставить такой спектакль, то эту страну победить нельзя». Я говорю это к тому, что в то время денег на профессиональное искусство жалели меньше, чем сейчас, хотя сейчас войны нет.
— Вам нравилось учиться в ГИТИСе?
— Учиться было интересно, педагог у меня был прекрасный. А сказать, что испытал какое-то очарование от студенческой жизни, я не могу: это был уже второй мой институт. Первый — - Волгоградский институт инженеров городского хозяйства, который я закончил по специальности «инженер-архитектор» запомнился мне гораздо больше. Работал я в этой должности недолго — было скучно. Занимался тем, что целый день, сидя за чертежным столом, ставил под подбородок карандаш и думал: «Сколько же я выдержу?». И поменял профессию. Когда учился в Волгограде, мы с товарищами, будущими инженерами, создали студенческий театр «Когда зажигаются диоды», который существует до сих пор. В моем архиве сохранились фотографии со спектаклей. Наш ректор Иван Савченко справедливо говорил: «У нас спортивно-художественный институт с небольшим строительным уклоном». У нас были эстрадный оркестр, ансамбль скрипачей, прекрасные спортивные команды, в общем, мы там больше занимались искусством и спортом, чем архитектурой. А в ГИТИСе… Это очень интересно, конечно, но все было уже понятно в студенческой жизни. В ГИТИСе был очень хороший ректор Матвей Горбунов. Мне очень понравилось, как на одном из собраний первокурсников он начал свою речь так: «Я очень прошу студентов первого курса, когда вы находитесь в общежитии, не бросать бутылки в закрытые окна». Я понял, что попал туда, куда мне надо…
— А почему вы все-таки сменили сферу деятельности, не стали архитектором?
— Я был вынужден: когда заканчивал 10 класс, у меня в достаточно молодом возрасте — 55 лет — умер отец. На сцене, играя Отелло, в тот самый момент, когда Отелло душит Дездемону. А Дездемону играла моя мать. Я не мог уехать из Волгограда, потому что она была в ужасном состоянии. Я поступил в этот строительный институт, только потому, что знал — там очень хорошо развита самодеятельность. Потом увлекся. Я в принципе знал, что не буду работать инженером, и поступление в театральный институт планировал. А потом… проходит год, два, бросать жалко… Кстати, я себя очень хвалю за то, что не бросил, потому что теперь меня невозможно обмануть в чертежах, когда делаются декорации. Я в этом просто понимаю!
— Вы преподаете в нашем колледже культуры. Как вы относитесь к своей работе и какова дальнейшая судьба ваших учеников? Почему вы ставите в нашем театре музыкальные спектакли?
— Начну с конца. Я с детства люблю музыку. Мне кажется, это великое выразительное средство. Хотя в Курске я ставил не очень много музыкальных спектаклей. Особенно мне дорога «Моя прекрасная леди» — впервые у нас в яме сидел настоящий симфонический оркестр, и актеры пели вживую, без всякой фонограммы. Что касается колледжа культуры… Идея организовать это отделение возникла не от хорошей жизни: после так называемой перестройки, когда рухнул Советский Союз и мы разделились на разные государства, в Москве и Петербурге возникло такое количество театров, которое не поддается учету, и все выпускники четырех московских вузов и одного ленинградского стали удивительно востребованы в этих городах… К нам никто не спешит на работу, а молодые актеры необходимы в театре, без них жить нельзя! Так у меня возникла идея, которой я поделился с председателем комитета по культуре области Валерием Рудским, что неплохо бы попробовать самим готовить смену. И мы попробовали: сделали первый набор, второй, сейчас учится уже третий. В нашем театре работают уже 10 выпускников колледжа культуры — вопрос смены поколений в какой-то степени решен.
— Как вы считаете, актером рождаются или в процессе труда можно им стать?
— На этот вопрос трудно ответить однозначно. Я думаю, что и рождаются, и учатся. Например, народный артист России Петр Воробьев. С моей точки зрения, это лучший артист, с кем мне пришлось сталкиваться. Он, кроме десяти классов, ничего никогда не оканчивал. Но есть люди, которые окончили лучшие учебные заведения и не стали хорошими актерами, поэтому рецепта здесь нет. Я думаю, если у человека нет страстного желания лицедействовать, то у него ничего не получится. Вдохновение само по себе не приходит.
— Чем творчество помогает в жизни?
— Иначе было бы жить скучно. Хотите вы этого или нет, но театр — это развлечение. Как для публики, так и для артистов.
Юрию Бурэ задавали еще много вопросов, но самое главное, о чем режиссер не переставал напоминать, — это, конечно, публика, без зрительного зала нет театра. Люди «голосуют» ногами, приходя на спектакли. 1 декабря театр ждет курских зрителей на бенефис Юрия Валерьевича «Виват, худрук, виват!». Начало — в 17 часов.


…Юрий Бурэ родился в театральной семье: отец — народный артист РСФСР Валерий Бурэ, мать — актриса и театральный педагог Тамара Доросинская. Иного пути, как продолжить династию, у него просто не могло быть. Юрий Бурэ окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В Курском драматическом театре имени Пушкина он работает с 1982 года. На нашей сцене им поставлено более 50 спектаклей, а за драму Михаила Лермонтова «Маскарад» Бурэ присуждена Государственная премия РФ. 

Газета «Городские Известия» 

№ 3462 от 12 ноября 2013