Главная страница-СМИ-Ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой...

Ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой...

28 октября 2013

«Спектакль об отношениях в современной армии…» – так отвечал художественный руководитель Курского драматического театра любопытствующим, когда ему задавали вопросы о «Чморике». Конечно, Юрий Валерьевич Бурэ не хотел раскрывать секретов перед премьерой… Но премьера состоялась, спектакль начал жить своей жизнью, расти вместе со своими героями, и мы, журналисты, получили возможность поделиться впечатлениями со зрителем …«Солдатики»– так называется пьеса Владимира Жеребцова, по которой поставлен спектакль. О чем она? Предоставляем слово исполнителям главных ролей – студентам четвертого курса Курского колледжа культуры Сергею Малихову – в спектакле Хрустяшин и Роману Лобынцеву – Новиков.

Сергей Малихов:

– Эта пьеса о том, как слабый оказывается сильным. Такая немного парадоксальная ситуация: слабый и ничего не умеющий Новиков, он даже и драться не умеет, сильнее всех…

– То есть он всех перевоспитывает, так получается?

Роман Лобынцев:

– Нет, Новиков никого не перевоспитывает, он так живет и не может по-другому. Внешне он слабый, а на самом деле, сильнее тех, кто его окружает. Боится, и тем не менее его фраза в финале пьесы: «…пусть не думают, что мы боимся…» доказывает, что он человек, который сильнее себя самого…

Сергей Малихов:

– Когда мы предложили эту пьесу Юрию Валерьевичу Бурэ, то думали, что все будет намного проще…

– Вы ее предложили режиссеру?

Роман Лобынцев:

– Да. И это был первый случай, как нам говорили старшекурсники, когда Юрий Валерьевич согласился с выбором студентов. Обычное курсовое задание на лето: найти пьесу для курсового спектакля, предложить, обосновать… Но, как правило, после всех обсуждений Юрий Валерьевич предлагал какую-то другую пьесу, которую и ставили курсом… Это понятно.

– Почему?

Сергей Малихов:

– Ну, дай студентам волю…

– Выберут то, что не сумеют сделать?

Роман Лобынцев:

– Конечно. Когда читаешь пьесу, кажется – все понятно,а когда начинается разбор, тогда за голову хватаешься: как это сделать?

– А почему все-таки «Солдатики»?

Сергей Малихов:

– Мы впервые увидели эту пьесу, когда ее привозил новгородский театр, и были потрясены. Нашли ее, предложили … Нам казалось поначалу, что все намного проще… Знаете, когда наши герои понимают, что их убьют, все должно быть по-настоящему... У нас никак не получалось. Мы и орали, и чего только не делали, а Юрий Валерьевич говорил, «нет, не то…» Тогда мы пошли от этюдов… В общем, дошли до такого состояния, что просто стало страшно по-настоящему, забились в угол и заплакали, и тогда Юрий Валерьевич сказал: «Вот, так и нужно это играть».

Армейская тема на сцене современного театра. В середине девяностых был Евгений Гришковец и его «Зима», и «Как я съел собаку»…В начале «нулевых» – «Солдатики» Жеребцова…

Стихотворение Евгения Евтушенко, которое читает «салага» Новиков, звучит как молитва, не о себе, о другом, о друге, который мечется, не зная, как ему поступить:«Солдатики» – почти дети, но один становится зверем, другой готов сделать все, что угодно, только бы вернуться домой и забыть весь этот кошмар, а третьему «не наплевать на себя», и он идет на смерть, надеясь, что Бог примет его…

Дай Бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай Бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

Дай Бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым – но не красть,

конечно, если так возможно.

Дай Бог быть тёртым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

Дай Бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай Бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

Дай Бог лжецам замкнуть уста,

глас Божий слыша в детском крике.

Дай Бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

Не крест – бескрестье мы несём,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всём,

Дай Бог ну хоть немного Бога!

Дай Бог всего, всего, всего

и сразу всем – чтоб не обидно…

Дай Бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

Пьеса особенно современна на фоне «благополучных» сериалов об армии. Ничего не изменилось, все осталось на своих местах: «дедовщина», равнодушие армейского начальства, солдат спит – служба идет…

Мне могут возразить, что в пьесе действие происходит в конце восьмидесятых, сейчас все не так … Что можно ответить? Только сказать: быть может, чтобы понять, изменилось ли что-то в армии, нужно быть внутри ситуации…

Очень не хочется думать, что кто-то из современных призывников столкнется с чем-то подобным в действительности, делать нравственный выбор перед последней чертой очень тяжело, тем более восемнадцати-двадцати – летним мальчишкам…

ДОСЬЕ

Автор пьесы: Жеребцов Владимир Валерьевич родился в городе Стерлитамаке (Башкирия). Срочную службу проходил на космодроме Байконур (1987-1989). Закончил Санкт-Петербургский электротехнический университет. Однако связал жизнь с журналистикой – главный редактор местной газеты.

В 1995 состоялась премьера первой пьесы «Этот город не дает мне уснуть» в Молодежном театре города Уфы. Затем были: «Потомок» в Волгограде, «Солдатики», «Театр одного зрителя» и тот же «Потомок» в Москве (в театре под руководством Олега Табакова и в театре на Малой Бронной), постановки в Ростове, Уфе, Кургане, Владивостоке, Челябинске, Туле. Всего на сценах профессиональных театров состоялось около 30 спектаклей по пьесам Владимира Жеребцова.

По пьесе «Подсобное хозяйство» («Солдатики») снят короткометражный фильм (режиссер Е. Анашкин). В 2008 году спектакль Киевского театра Леси Украинки «Солдатики» принимал участие в фестивале «Новая Европейская пьеса», г.Висбаден (Германия).

Курская правда

Елена СМИРНОВА