Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Уравнение с семью неизвестными

Уравнение с семью неизвестными

25 сентября 2013

 Пьесе Агаты Кристи уже больше шестидесяти лет, однако до сих пор она не сходит со сцены. И это неудивительно: в «Мышеловке» королева детектива вывела уравнение с семью неизвестными, которое редко удается решить до конца действия. 

Восемь человек волею судеб оказались в одном доме. У каждого из них есть своя тайна и каждый может оказаться убийцей. Что за секреты они хранят, и как связаны между собой эти люди? Ответ появится только в финале произведения. 

9 февраля 2013 года Курский драматический театр имени А.С. Пушкина явил зрителю свою версию английского детектива. «Мышеловка» на курской сцене идет в двух составах, за счет чего зрители получили возможность увидеть два практически разных спектакля. 

Так как развязка пьесы держится в строгом секрете, целесообразнее всего перейти сразу к исполнителям. 

И первое действующее лицо: Молли Рэлстон, роль которой исполняют заслуженная артистка России Галина Халецкая и Ольга Легонькая. У каждой из них получилась своя Молли и героинь совершенно невозможно сравнивать: настолько они разные. 

Молли Халецкой глубоко переживает когда-то случившуюся в ее жизни трагедию. От нее она постаралась укрыться в своем пансионате за спиной, казалось бы, надежного мужа. Однако от прошлого не так легко скрыться — и оно настигает Молли, врываясь в дом вместе с первыми постояльцами. Она показывает, насколько глубоки переживания ее героини. В созданном ею образе можно заметить и волнение, и страх и даже некоторую обреченность, когда Молли понимает, кто должен стать следующей жертвой преступника. 

Та же миссис Рэлстон в исполнении Ольги Легонькой вышла более беззаботной. Поначалу, кажется, она не придает никакого значения трагедии прошлого и больше озабочена вопросами устройства быта в своем пансионате. Всерьез опасность воспринимается лишь тогда, когда Молли обнаруживает, что в гостиной ее дома совершено убийство. Молли Халецкой в этот момент впадает в истерику, понимая, на кого теперь будет охотиться злодей. 

Героиня Легонькой демонстрирует естественный испуг человека, который обнаружил нечто ужасное, но не соотнес это с собой. И в дальнейшем можно увидеть различия: героиня Галины Халецкой постоянно живет будто бы под Дамокловым мечом, тогда как в версии Ольги Легонькой миссис Рэлстон постепенно приходит к тому же состоянию. 

Джайлса Рэлстона, супруга Молли, в зависимости от состава играют Андрей Колобинин и Сергей Репин. У Колобинина Джайлс получился достаточно резким и временами даже суровым. Этот мистер Рэлстон является настоящей каменной стеной, за которой прячется Молли. Одновременно с этим, его с легкостью можно записать в основные подозреваемые: Рэлстон Колобинина весьма непрост. 

Совсем другой Джайлс предстает перед нами в исполнении Сергея Репина. Насколько подозрителен и недоверчив Рэлстон Колобинина, настолько же простодушен этот персонаж у Репина. Его наивность, страх за жену и обида на нее же настолько искренни, что Сергей в этой роли, пожалуй, наиболее симпатичен из всех действующих лиц.

 Следующий персонаж — Кристофер Рен. Эту роль в обоих составах играет Сергей Тоичкин, и с полным правом можно сказать, что играет он ее блестяще. Изображая восторженного и довольного жизнью молодого человека, Сергей с той же легкостью показывает, насколько задевают его персонажа подозрения окружающих. Его герой все еще ощущает себя мальчиком, а не взрослым мужчиной, и Тоичкин удачно передает это состояние. Он не боится быть смешным, но при этом умело балансирует на грани допустимого, не ударяясь в шутовство и фиглярство.

 Достаточно неоднозначным персонажем является миссис Бойл в исполнении заслуженной артистки России Людмилы Скородед и народной артистки России Ларисы Соколовой. Первая миссис Бойл с самого начала вызывает раздражение и даже неприязнь у зрителя: настолько хорошо актрисе удалось воплотить образ придирчивой и несносной пожилой дамы, которой до всего есть дело и которая считает верным лишь одно мнение — свое. Миссис Бойл является весьма неприятной особой, однако ей все можно простить за зажигательный рок-н-ролл. В этой сцене к Скородед просто невозможно не проникнуться симпатией. 

Миссис Бойл у Ларисы Соколовой получилась другой. В этом случае данный персонаж не раздражает а, скорее, веселит. Кажется, что эта миссис Бойл просто зачем-то натянула на себя маску суровой тетушки и спряталась за нею. Это заметно после сцены ссоры миссис Бойл и мисс Кейсуэлл. Когда первая покидает гостиную, на лице ее заметна легкая улыбка, будто говорящая: «Были и мы когда-то молодыми». Свою собственную молодость героиня вспоминает чуть позже, пытаясь отплясывать под задорную мелодию. 

Майор Меткаф един в обоих составах — и это заслуженный артист России Александр Швачунов. Его персонаж — добродушный мужчина средних лет, он любит шутки и всегда готов предложить свою помощь: надо ли убрать снег во дворе или помочь в стихийно начавшемся расследовании — майор Меткаф тут как тут. Поначалу, кажется, что этот беззаботный, в общем-то, мужчина является едва ли не единственным непричастным к делу. Однако постепенно выясняется, что и у майора есть свои тайны, да и беззаботность его больше напускная. Прикидываясь легкомысленным добряком, Меткаф внимательно наблюдает за всеми остальными персонажами, и это позволяет ему разобраться в ситуации. 

Роль мисс Кейсуэлл исполняет Мария Нестерова. Этот персонаж удается ей настолько, что просто невозможно представить на ее месте кого-либо еще. С первого появления на сцене Нестерова приковывает к себе внимание зрителя, удерживая его на протяжении всего действия. У мисс Кейсуэлл есть своя тайна, ужасная и страшная. И, наблюдая за игрой актрисы, становится действительно страшно: сумасшествие и отчаяние героини, ее боль от воспоминаний о прошлом, стремление уйти от них Мария Нестерова передает так верно, что не верить ей невозможно.

 Мистера Паравичини играют народный артист России Евгений Поплавский и Николай Шадрин. В первом случае этот персонаж является более комедийным. Мистер Паравичини Евгения Поплавского не слишком серьезен, его действительно забавляет происходящее, даже когда ситуация становится трагичной. Этот мистер Паравичини более легкомыслен, он коротает время, пытаясь развлечься за счет других и порой вызывает недоумение фактом своего присутствия. 

Мистер Паравичини у Николая Шадрина получился иным. Поначалу этот герой может показаться зрителю приятным, но чем дальше разворачивается действие, тем больше вопросов возникает по поводу Паравичини. Таинственность персонажа Шадрина возрастает параллельно развитию сюжета. 

И, наконец, последний герой — сержант полиции Троттер в исполнении Максима Карповича. Энергичный, деловитый и шустрый — таким герой Карповича предстает нам в начале. Он искренне сопереживает всем героям и так старается не допустить беды, скорее вычислить преступника, что зритель невольно проникается к нему симпатией. И даже некоторая резкость и нервозность героя Максима вполне объяснима его волнением и желанием как можно скорее обезвредить опасного маньяка. За время спектакля манера поведения сержанта становится настолько привычной, что его внезапное изменение ближе к концу действия просто ошеломляет. 

Все герои пьесы имеют свои секреты. Чьи-то тайны являются совершеннейшим пустяком, но от других натурально кровь стынет в жилах. Способствует этому ощущению и музыкальное оформление, подобранное режиссером, Сергеем Коромщиковым — мотив детской песенки «Три слепые мышки». Свою атмосферу вносит равнодушный снег за окном и бесстрастный голос по радио, сообщающий о загадочном убийстве. Этот же голос сообщает и приметы предполагаемого преступника, под которые подходит практически каждый из участников действия. Но только один из них — безжалостный убийца, который явился в пансионат за своими жертвами. Кто он? Ответ станет ясен только в финале «Мышеловки».

"KurskCITI"

-23.09.2013 - Рина Кореневская