Главная страница-СМИ-Повесть о Ромео и Джульетте

Повесть о Ромео и Джульетте

16 сентября 2013

Сегодня Курский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина открывает 222 театральный сезон спектаклем «Ромео и Джульетта» в постановке московского режиссера Никиты Ширяева

 Итак, дорогой зритель и читатель, сегодня мы с вами уже в который раз будем бродить по улицам Вероны и снова задавать себе вопрос: а что было бы, если бы... 

– Да неужели вы думаете, что эта история могла бы иметь счастливый конец? – говорит «глава клана Капулетти» народный артист России Евгений Поплавский. – Ну давайте пофантазируем: все случилось так, как хотели юные герои. Ромео попал в склеп Капулетти в момент пробуждения Джульетты, брат Лоренцо помог влюбленным уехать в Мантую, где они жили долго и счастливо и умерли в один день… Ничего подобного! Тогда бы отцы главных героев – бывшие смертельные враги – объединились бы, чтобы покарать отступников… 

Так что строчки Иосифа Бродского: 

Верона спит тяжелым сном,

 Убийством бредит мостовая… 

как нельзя лучше отражают суть происходящего на сцене. 

Сон, плывущий над Вероной, в котором люди убивают друг друга бессмысленно и жестоко, уже не оставляет главным героям никакого иного выхода... Они еще не знают об этом, но предчувствие рокового шага слышится в каждом слове и жесте Ромео и Джульетты. Это не история любви, это история самоубийства.

В жестоком мире средневековой Вероны нет места доброте и сочувствию. Усталое равнодушие леди Капулетти, слепая ярость Монтекки, привычка кормилицы Джульетты говорить и делать именно то, чего ждут от нее господа, даже слуги обоих кланов, которые не очень-то понимают, почему они должны ненавидеть друг друга, – все толкает влюбленных совершить роковой шаг. 

Романтичный и влюбленный Ромео становится холодным убийцей, теряя благородство в поединке с Тибальтом. Не убивает его по законам чести, а перерезает своему врагу горло, как заурядный наемный убийца в уличной драке. Капулетти готов растоптать дочь, когда та отказывается выйти замуж за Париса. Есть ли в этой драме положительные герои? Ответ прост – их нет. Там, где дети с малолетства приучаются к ненависти, не может вырасти ничего доброго. Поэтому влюбленные и решаются на страшный шаг. Они спасают свою любовь от окружающей жестокости. «Нет повести печальнее на свете…» Нет надежды на то, что враги примирятся после смерти детей. Самоубийство Ромео и Джульетты не искупительная жертва, а лишь еще один эпизод в череде страшных событий. Ненависть не знает берегов. Юная смерть в карнавальной маске будет приходить снова и снова. И так будет продолжаться, пока два рода не истребят друг друга.

 Невольно вспоминается кадр из фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец»: Майкл Корлеоне бродит по опустевшим улицам Корлеоне. Двери домов закрыты, селение безлюдно. Майкл задает вопрос: «Где мужчины?» И один из его телохранителей отвечает: «Погибли от вендетты». Корни ненависти из шекспировской Италии проросли в Италию, которая близка нам, живущим сейчас… 

Спектакль смотрится на одном дыхании: филигранные мизансцены, интересные пластические решения и прекрасно поставленные сцены боя и танцы, и, конечно, точные актерские работы.

 Интересно решены образы главных героев: восторженные и влюбленные, почти дети в первом акте, во втором они перешагивают за грань реальности. Они не знают о том, что их ждет, но их души предчувствуют недоброе. В сцене, где влюбленные спорят о соловье и жаворонке, прорывается безысходное отчаяние: им никогда не встретить друг друга на этой земле. 

Да и как может быть иначе? Безумию вражды вместе с влюбленными противостоит только один человек – брат Лоренцо, но и он предчувствует, что его спасительный обман не сможет помочь им. Сцена с фиалом выдает его отчаяние. Он боится не нерешительности Джульетты, а бесплодности своих усилий. 

Так о чем предлагает задуматься режиссер, какова главная мысль, которую он старается донести до нас, своих зрителей? 

«Мы, люди, в заблуждениях жестоки…», – говорит брат Лоренцо в начале действия. В спектакле гибель любимых детей не примиряет враждующих отцов. Они непреклонны и над их телами. В человеческом мире победило зло, а доброта, любовь и сострадание перешли в иной мир вместе с душами влюбленных.

 Люди не меняются, меняется лишь внешний антураж эпох. История Ромео и Джульетты вечна, как вечны человеческие заблуждения, ради которых приносится в жертву самое чистое и светлое. 

Заслуженный артист России, лауреат Всероссийских и Международных театральных фестивалей и конкурсов Никита Ширяев уже знаком курянам. В минувшем театральном сезоне его спектакль по пьесе Д.Фримана и Д.Чапмена «Ключ для двоих» был тепло принят зрителем: 

– Еще не так давно была надежда, что вскоре уйдет безвозвратно время самодовольных режиссерских «концепций», которые с треском натягивались на хрупкие тела пьес, куроча авторский текст, актерские индивидуальности и – что самое тяжелое – смещали зрительское восприятие смыслов произведений, иногда на диаметрально противоположные. Но нынче дело обстоит уже значительно хуже. Есть в художественной молодости не очень длительный период, когда позволителен и простителен любой «бунт», «ниспровергательство», «эпатаж» и прочие сопутствующие прелести глобальных выбросов юношеского адреналина. Но если этим самым продолжает заниматься человек в возрасте зрелом, а тем паче, в преклонном, лично мне становится как-то… неудобно. Когда-то я написал: «Поэтам надо рано умирать, Писать стихи на пенсии зазорно». Но – это лишь мое частное ощущение. 

Поэтому и за постановку нынешнего спектакля я брался с большой опаской. И только возникшая с самых первых наших репетиций бурная и откровенно положительная энергия артистов утвердила меня в моей правомочности высказаться по поводу той трагической истории, которую изложил Уильям Шекспир. 

Заслуженный артист России Виктор Зорькин – Монтекки: – Музыка в спектакле подобрана потрясающе, и это целиком заслуга режиссера. Он очень ироничный и умный человек. Работать с Никитой Ширяевым очень легко и приятно.

 Заслуженный артист России Эдуард Баранов – брат Лоренцо: 

– «Картинка» в спектакле выстроена очень сильно, любая мизансцена проработана до мелочей. Никита Ширяев не терпит несобранности, все должны работать на полную катушку. Так он работает сам и этого же требует от актеров, и он абсолютно прав. 

Курская правда

Елена СМИРНОВА