Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-«Вы спрашиваете, что такое театр? Отвечаю – развлечение…»

«Вы спрашиваете, что такое театр? Отвечаю – развлечение…»

13 сентября 2013

Интересно, сколько раз режиссер Юрий Бурэ отвечал на этот вопрос? Наверное, и сам Юрий Валерьевич не вспомнит. Много… Но именно с этого вопроса началась творческая встреча с худруком Курского драматического театра имени А.С. Пушкина 

«Театральное чаепитие» для сообщества «Курских театралов», журналистов и зрителей, – преддверие нового театрального сезона и, как в детской игре в вопросы и ответы, возможность узнать о том, что будет, что люди скажут и чем сердце успокоится. 

– Юрий Валерьевич, что такое театр в Вашем понимании? 

– Развлечение. Помните Бомарше?

 В тех пиесах, что даются 

Каждый час, каждый миг, 

Наши зрители смеются,

 Видя в них себя самих, 

И бунтуют, и дерутся, 

Столько шуток, 

сколько бед.

 А под занавес – куплет!

 Об этом говорил и великий Станиславский: публика понимает, что перед ней играют, а актеры понимают, что они играют перед публикой. 

Есть в театре непреложный закон: зритель всегда прав. Конечно, нельзя идти за публикой, потакая самым низменным вкусам, это естественно. Театр тем и отличается от эстрады, которая часто подделывается под общественный вкус. В театре развлекая воспитывают. Но нужно смотреть, на что реагирует зритель, что ему нравится. Об этом забывать нельзя. В противном случае получаются эстетские изыски и ребусы. Зрителю должно быть все видно, все понятно, а если зрителя вынуждают разгадывать ребусы, это не спектакль. Загадок в театре быть не должно. Опять-таки сошлюсь на Станиславского: на сцене, может быть все, если это оправдано. 

– А в чем секрет хорошей пьесы? 

– В пьесе должна быть любовь. Хотите пример? Пожалуйста, «Ромео и Джульетта», «Горе от ума»… Самые простые сюжеты, но самые гениальные пьесы. 

– Как «Соловьиная ночь», которая в нашем театре идет с постоянным аншлагом? 

– Да. Только, конечно, должно быть еще одно – талантливое исполнение, но это уже зависит от режиссера и актеров. 

– Если говорить о «Соловьиной ночи», в чем секрет успеха этого спектакля?

 – Знаете, когда я начинал делать этот спектакль, честное слово, не думал, что он станет шлягером. Я хотел вспомнить праздник, который всегда со мной, День Победы, 9 мая 1945 года. Я был мальчишкой тогда, но не могу забыть этого ощущения, когда люди останавливались на улицах, незнакомые люди обнимали друг друга, поздравляли, плакали, когда останавливались трамваи, потому что люди танцевали на улицах, когда накрывались столы во дворах… Я хотел, чтобы мои ровесники в зрительном зале вспомнили это, а молодые зрители почувствовали… Значит, у нас получилось. Ну и в этой пьесе есть та самая чистая юношеская любовь, воспоминания о которой живут в человеке всю жизнь как самые дорогие и самые счастливые. Секрет, я думаю, в этом. 

– А что будет в новом театральном сезоне, какие премьеры ждут зрителей?

 – Откроет сезон Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта», закроет – Александр Островский «Правда – хорошо, а счастье лучше». А в середине будет аристофановская «Лисистрата», «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и «Молодые люди» Родиона Белецкого. 

– Юрий Валерьевич, а почему именно «Дориан Грей», а не «Идеальный муж» или «Как важно быть серьезным»? Ведь «Портрет Дориана Грея» не драматическое произведение? 

– Мы хотим сделать спектакль о том, как человек говорит одно, а делает совсем другое. Весьма современная тема. В нашей жизни так происходит сплошь и рядом. Особенно сегодня. 

– А малая сцена?

 – На малой сцене будет идти дипломная работа моих студентов. Пьеса «Чморик», об отношениях в современной армии. 

– То есть «Чморик» будет идти всего один сезон?

 – Да. Как и все дипломные спектакли. 

– Юрий Валерьевич, если уж речь зашла о жизни спектакля, почему одни спектакли живут долго, а другие – нет? 

– Все зависит от зрителей. Ходит на спектакль зритель – спектакль живет долго. Не ходит – списывается. Нельзя сбрасывать со счета и коммерческую составляющую спектакля. Театру невыгодны неаншлаговые спектакли. Конечно, бывает и по-другому иногда. Как получилось с «Моделями сезона». Курский зритель сначала спектакль не принял, а в Гомеле на гастролях он прошел с бешеным успехом, а потом шел в нашем театре раз триста. Почему? Очевидно, на гастролях спектакль раскрылся. И так тоже бывает. Но обычно становится понятно сразу: пойдет спектакль или нет. 

– Но ведь бывает, что спектакль «уходит» из-за того, что уезжают актеры? 

– Да. Бывает и так. Но это уже другой вопрос. Это вопрос контракта, который юридически прописан, а фактически его нет. Если бы актер платил неустойку за то, что не отыграл по контракту, тогда бы таких случаев не было. Но это, я еще раз повторяю, существует только на бумаге. 

– Ну а все-таки в чем секрет успешности пьесы? 

– Я уже сказал – в любви. Зрители любят спектакль, если в нем говорится о любви. Это самая сильная человеческая страсть. На этом держится мир, на этом существует театр, любой, не только наш. Самые бумные спектакли. Вот вам примеры «Мой бедный Марат» Арбузова, «Золушка» Шварца. Разные пьесы, одна – взрослая, другая – детская, но о любви. И на них всегда будет ходить зритель. Другого не дано. 

Курская правда

Номера 2013 года : № 110 (25526) : Культура

Елена СМИРНОВА