Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Московские гастроли Курского театра.

Московские гастроли Курского театра.

10 октября 2012

МОСКОВСКИЕ ГАСТРОЛИ КУРСКОГО ТЕАТРА

 В конце сентября, на сцене Государственного Академического Малого театра состоялись гастроли Курского Государственного драматического театра имени А.С. Пушкина, и это превратилось в настоящее событие культурной жизни столицы! Каждый спектакль курян находил горячий отклик у москвичей, хотя, казалось бы - чем областной театр может удивить Москву? А Москва верила слезам и смеялась над шутками. Театр - не удивлял. Радовал! 

Осенний призыв 

Московские гастроли состоялись в честь знаменательной даты: Курскому театру в 2012 году исполнилось 220 лет! Профессиональный крепостной театр был создан в Курской губернии ещё в 1792 году. Спустя два века, словно, сам великий Щепкин – бывший крепостной актёр, блиставший на императорской сцене Малого театра, вызвал своих земляков - юбиляров на столичные подмостки, подарив артистам редкую нынче возможность показать и осознать себя. С первого спектакля гастрольной программы на Театральной площади, 1 - полные залы и возгласы «Браво!» Москвичи дарили цветы отнюдь не раскрученным «медийным» артистам и обсуждали по программкам новые для себя имена: Мордовская и Егоров, Баранов и Яковлева… Афиша курян представляла интересный и разнообразный репертуар: нестареющая «Ханума» А. Цигарели и «Тартюф» Мольера, классические «Жертвы века» А.Островского и драматичные «Семь криков в океане» А. Касона, советская мелодрама «В день свадьбы» В. Розова и легендарная комедия «Слуга двух господ» К. Гольдони. 

Академический Малый театр связывает с Курским драматическим театром более чем двухвековая история, приверженность одной театральной школе, имя Михаила Щепкина, начавшего творческий путь в Курске. Но двум театрам удалось обменяться гастролями только сейчас, в юбилейном 2012-м году. Курский драматический достойно поддержал марку русского национального реалистического театра, хотя строгий взгляд может заметить объективное отставание по некоторым позициям: финансированию постановок или уровню подготовки молодого поколения, ведь давно уже выпускники столичных ВУЗов не едут служить в провинциальные театры. И, тем не менее, театральную жизнь Москвы нынешней осенью украсили шесть ярких спектаклей Курской драмы с одним призывом - умножать любовь на земле! А накануне стало известно о закрытии драматического театра имени Гоголя и митинге артистов «против реформ по уничтожению русского репертуарного театра», который прошёл 23 сентября в Москве, под проливным дождём. Столичный театральный сезон начался тревожно, но несмотря на то, что нынешние театральные модернисты хоронят репертуарный театр - похороны отменяются!

 Здравствуй, Москва! 

Обменные гастроли Курского драматического театра с Малым, стали возможны при взаимодействии многих преданных искусству людей и организаций, при участии Министерства культуры РФ и содействии местных властей. В Курске легендарный Малый театр впервые показывал свои спектакли в июле 2012 года, пригласив курян с ответным визитом в Москву на сентябрь. До этого события, переговоры и подготовка по организации обменных гастролей заняли почти шесть месяцев. И вот, Курский драматический, открыв Торжественным Юбилейным вечером 21 сентября 2012 года свой 221-й сезон, через 2 дня отправился на московские гастроли. Шесть фур с декорациями, автобусы, машины и поезда перевозили в столицу и обратно актёров и служащих, организаторов и руководство. Труппа Малого театра, выезжала на эти дни в Киев, предоставив свой Дом Островского на Театральной площади гостям из Курска. Такой вот театральный круговорот с 24 по 30 сентября: куряне в Москву, москвичи – в Киев, брянцы и орловчане – в Курск. Браво - организаторам! 

Художественный руководитель Курского драматического театра – нар. арт. России Юрий Валерьевич Бурэ, вот уже 30 лет успешно ведёт творческий коллектив через опасные рифы современного культурного пространства. На открытии гастролей в Москве, Юрий Бурэ особо благодарил Генерального директора Малого театра Тамару Анатольевну Михайлову, художественного руководителя Малого театра – нар. арт. СССР Юрия Мифодиевича Соломина, а так же - всех зрителей, заполнивших весь зал. В отсутствии руководства Малого театра, режиссёр-постановщик Малого театра – заведующий труппой, народный артист России Бейлис Владимир Михайлович, сокурсник Юрия Бурэ по ГИТИСу, открыл 25 сентября гастроли Курского театра на сцене Малого: «Русский психологический театр показывает жизнь человеческого духа, а ничего нет интереснее этого!» Публика поддержала восклицание аплодисментами, и на сцене началась искромётная музыкальная комедия «Ханума» в постановке Юрия Бурэ с нар. арт. России Ларисой Соколовой в главной роли. 

Спектакли и поклонники

 «Я восхищён юмором, который в «Хануме» виден во всём: в каждом жесте, в том, как тонко и точно использован кавказский акцент. Актёрам удаётся избегать эдакого кривлянья и одновременно достигать гротеска в интонациях, во всей мелодике речи. Как они весело это делают! Я вижу неотцифрованных, неотформатированных артистов. Замечательный музыкальный спектакль и звук прекрасный. После такого зрелища хочется жить! Чем не мюзикл? Но нет – спектакль лучше, глубже. Он создан в нашей эстетике...» 

Валерий Немец - звукооператор 

«МЫ СМОТРЕЛИ «ХАНУМУ» В ТЕАТРЕ имени ВАХТАНГОВА И ПРИШЛИ СЮДА ВЗГЛЯНУТЬ НА ДРУГУЮ ВЕРСИЮ. НАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ! Больше всего, конечно, понравилась сама Ханума. Такая смешная - зажигает!» 

Настя и Мария - ученицы шк. №1476

 «На мой взгляд, «Ханума» - это лучшее, что есть в драматургии про Кавказ. И я, будучи лезгинкой по национальности, с интересом смотрела несколько театральных версий. Видела легендарный спектакль БДТ в постановке Товстоногова, потом, антерпризный спектакль со звёздными артистами в Москве. Там играли Роксана Бабаян и Ирина Рутберг, Державин и Харатьян. Хочу сказать, что курский вариант мне понравился больше всего. Я выучила по программке, что Хануму играет Лариса Соколова, но мне очень понравился и Котэ (Максим Карпович), и Князь (Эдуард Баранов), и Като (Ольга Яковлева). Очень хорош курский джигит Акоп (Валерий Егоров). Браво - режиссёру! Браво - артистам! Я обязательно приду и на другие спектакли!»

Изумруд - просто жена

 

 «Очень зрелищный, красивый спектакль «Ханума»! С особой атмосферой и отличной фонограммой. Костюмы, декорация и вся сценография на самом высоком уровне (художник–постановщик из С-Петербурга - Анастасия Паутова). Безупречное сочетание цветов в каждом костюме. Всё прекрасно!»

 Жорж Сергеев – историк кино 

На второй день гастролей в Доме Островского, как называют Малый театр, ожили классические герои из его пьесы «Последняя жертва». Фантазии Курского театра на тему известной комедии в постановке Юрия Бурэ названы «Жертвы века». Среди зрителей в зале оказалась и популярная актриса театра и кино, засл. арт. России - Елена Борзова: 

«Мне было интересно посмотреть на провинциальный театр. «Провинциальный» – в лучшем смысле этого слова, когда режиссёр – постановщик не пытается перещеголять великого драматурга в прочтении, а чётко доносит заложенную автором мысль до зрителя, когда актёр играет не для себя, упиваясь собственным мастерством, а для другого человека. По моему мнению, несколько излишне были в постановке вставные музыкальные номера в исполнении четвёрки парней, но основной актёрский ансамбль – великолепен! В Москве идёт пьеса Островского в нескольких театрах, и куряне – молодцы, что привезли свою версию. Я увидела добротный психологизм, которому могли бы позавидовать многие московские актёры. А для себя в этом спектакле я выделяю Валерия Егорова. Спасибо всем!»

 Блиц-опрос зрителей в белом Щепкинском фойе Малого театра подарил интересные встречи. Одна из них - с почтенной супружеской парой. Лев Николаевич Абрамов, в своё время начальник строительства Курчатовской АЭС (1981-1995г.г.) пришёл в театр, как курянин на встречу с земляками и очень рад тому тёплому приёму, который оказала Курскому театру московская публика.

 Однако, в третий вечер гастролей, показалось, что «деревенскую» мелодраму «В день свадьбы» Виктора Розова ожидает несколько прохладный приём театральной Москвы. И всё-таки, классика советской драматургии, раскрытая режиссёром-постановщиком Ю. Бурэ, не смогла оставить в зале равнодушных! Тонкий психологизм игры засл. арт. Е. Гордеевой (Нюра), глубокое прочтение нар. арт. Е. Поплавским образа отца, яркие эмоции молодёжного дуэта М. Тюленёва и С. Сластёнкиной вызвали горячий отклик в зале. А какие замечательные акценты мастерски расставили исполнители эпизодических ролей! Один трюк с гранёным стаканом в исполнении Л. Полищук чего стоит! 

После спектакля «В день свадьбы», на сцене состоялась импровизированная творческая встреча артистов из розовского спектакля со студентами и педагогами Гуманитарного института имени Шолохова. Актёры, худрук Юрий Бурэ и зрители обменялись тёплыми эмоциями, сфотографировались все вместе на легендарной сцене, усевшись на деревенской лавочке и глядя в зрительный зал, мерцающий хрустальными огоньками среди позолоты старинных лож. Исторический снимок в лучах ярких софитов. В новом, 2013 году Малый театр закрывается на долгий капитальный ремонт, и кто знает, что будет завтра?

 А завтра представлялась драма «Семь криков в океане» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона в постановке Юрия Бурэ. И москвичи с замиранием сердца понимали, о чём идёт речь... О самом главном. 

«Сильный спектакль. Это - светский призыв к покаянию. Заметьте, что спектакль принимали стоя. Такое на гастролях периферийного театра редко бывает»

 Протоиерей Александр Козырев. 

«Это мистическая пьеса А. Касона, далеко не лучшая в творчестве мирового классика ХХ века, по моему мнению. Но я хочу поклониться театру за её постановку, ведь «Семь криков в океане» неизвестна для театральной Москвы. Это антибуржуазная пьеса – вот потому её и не ставят. Наше общество всё более расслаивается и это уже мешает прогрессу… А Курский театр чувствует время и давление нынешней буржуазной действительности. Благодарю театр за смелость репертуара, за прекрасную сценографию спектакля. Верхи и низы. Так разделено сценическое пространство в спектакле, так, всё больше разделяется на наших глазах российское общество. А мы плывём на одном корабле, но сможем ли прочесть последнюю страницу Капитана? Пьеса Касона содержит критический социальный запал, как и драматургия Ибсена. Режиссёр честно выразил правду. Обратите внимание, что Ибсена сейчас тоже нигде не ставят... Мы видим в спектакле, что там, где верхи – грех и смерть, а где низы - красота и рождение нового! Низкий поклон режиссёру-постановщику спектакля «Семь криков в океане» Юрию Бурэ и всем курским артистам, особенно Капитану! ( Николай Шадрин)»

 Светлана Владимировна Молчанова - канд. искусствоведения, преп. Литинститута им. Горького

 «Хочу отметить редкий для Москвы пример грамотного актёрского ансамбля, когда никто не тянет одеяло на себя, не уходит в изыски актёрства и работает на общую идею. Тема серьёзная, а скучно не было. «Семь криков в океане» - самая загадочная из пьес Касона, и думаю, что некоторым исполнителям удалось добраться до трагедийных высот творчества: как человек встречает смерть? Это тема для мастеров. Конечно, мне очень понравился спектакль!» 

Архимандрит Юстиниан

 «Мне надолго запомнится «Семь криков в океане». Необычный спектакль, где рассказано простым и понятным языком о самых сложных вещах, хотя моя девушка назвала спектакль «простецким и скучным», но я с ней не согласен» 

Михаил - студент МГУ

 В субботний вечер, 29 сентября, в зале Малого театра не было свободных мест. Легендарная комедия К. Гольдони «Слуга двух господ» популярна в любом городе и постановка реж. Марины Есениной прошла в Москве на - Ура! 

«Понравилось всё и все! Особенно, главный герой (засл.арт Александр Швачунов), и парочка Беатриче и Флориндо (Мария Нестерова и Сергей Репин). Курская Беатриче - мой типаж женщины, особенно хороша актриса в историческом мужском костюме!» 

Пётр Иванович - офицер 

«Я в восторге от спектакля! Труффальдино – неподражаем. Это артист широкого диапазона! Я сама служила актрисой Курского театра в семидесятых и помню курских «звёзд» того времени - Зайцеву, Буренко. Помню Агнессу Венеаминовну и знаменитую Фридерику Горскую. Горская – имя легенда, её должны помнить, наверное. Она с 44-го года служила в Курском театре, а я пришла в 70-м на несколько лет всего. Жива ли моя ровесница Антонина Губардина?.. Низко кланяюсь их памяти. Считаю нынешний актёрский состав очень достойным! Молодцы!»

 Лада Романовна Каменская. 

Сто белых роз

 «Стены Малого театра принимали нас, как родные» - признавались курские артисты и монтировщики, костюмеры и гримёры. В закулисье Малого театра – особый дух. Через лабиринты, переходы и лесенки вдруг попадаешь в старинную картинную галерею директорского фойе с живописными портретами Гоголевой и Царёва, Яблочкиной и Южина... Из истории известно, что в далёком 1895-м году, корифеи Малого бывали в Курской губернии по случаю торжественного открытия в г. Судже памятника Михаилу Щепкину – основоположнику русской театральной школы реализма. Тогда, Мария Николаевна Ермолова играла в Суджанском деревянном театрике «Марию Стюарт» и сцены из «Талантов и поклонников», «показав гениальное искусство перевоплощения» - как запишут потом очевидцы.

 Сегодня, за стенами Малого театра шумит ХХ1 век, но, по-прежнему, в окна гримёрных смотрит Покровитель искусств Аполлон с колесницы над портиком Большого театра, а в полумраке артистического Ермоловского фойе, в исторических интерьерах, среди синего бархата кресел и металлических гастрольных кофров, загадочно поглядывают с портретов Михаил Щепкин и другие театральные «чародеи» прошлого. Курские актёры поделились ощущениями, что, глядя на ростовой портрет гениальной Марии Ермоловой в чёрном платье со шлейфом, невольно самим хочется подтянуться и «соответствовать». Именно в этом Ермоловском фойе, за кулисами, рядышком с великими, вот уже более, чем два века, собираются для выхода на сцену артисты. И куряне, ощутив душой перекличку поколений, с одухотворением играли каждый гастрольный спектакль, передавая Дому Островского поклон от Курской земли. 

Москва одарила цветами и рукоплесканиями всех артистов, завершивших гастроли Курского театра аншлаговым спектаклем «Тартюф» в постановке реж. Бориса Горбачевского. Первый эпизод в исполнении засл. арт. Людмилы Скородед, выпускницы 70-х Высшей театральной 

школы имени Щепкина, по-особому выделился на исторической сцене, задавая тон всему прощальному спектаклю. И столичные театралы отметили актрису наряду с главными героями пьесы. А когда на поклон в «Тартюфе» вышла нар. арт. Лариса Соколова - по залу прокатилась волна громких приветствий - так провожают «своих» артистов!

 В день отъезда служители Малого театра передали организаторам Курской делегации, что на бархатном диванчике в зале Щепкинского фойе, после праздничного театрального ужина «кто-то из ваших забыл роскошный букет: сто белых роз с кремовыми в середине!» Но автобус уже выехал из Москвы и владелец цветов после бурного обсуждения так и не нашёлся. Куряне сделали вывод, что обязательно вернутся в Малый Академический, раз оставили там что-то своё: белые розы, частичку души… Не пройдёт и сто лет!

Курская правда

Курск - Москва

 Ирина Кумова.

фото Александра Малахова