Главная страница-СМИ-Юрий Бурэ: «Жить без зрителя нельзя»

Юрий Бурэ: «Жить без зрителя нельзя»

15 августа 2013

75 лет исполняется 14 августа одному из самых ярких деятелей искусства в нашем крае — театральному деятелю, режиссеру, педагогу. Ценители его таланта (а таковых среди курян множество) хранят в сердце теплые воспоминания о любимых спектаклях, поставленных за более чем три десятилетия служения нашему «храму Мельпомены». Среди заслуг юбиляра — не только достижение художественных вершин, но и, во главе коллектива, успешное преодоление различных житейских «пропастей», коими изобиловала жизнь региона и всей страны в 80-е, 90-е и «нулевые» годы… Не говоря о том, что руководить творческими натурами — дело ох какое непростое! В качестве подарка на день рождения «КВ» делится с Юрием Валерьевичем словами в его адрес, сказанными людьми самых разных профессий, но объединенных уважением к мастеру и плодам его трудов, и предлагает беседу с самим виновником торжества. 

- Юрий Валерьевич, удалось ли отдохнуть перед очередным напряженным сезоном? И какой, кстати, у вас любимый вид отдыха?

- Удалось, а любимым отдыхом стали путешествия. В этот раз я побывал на Канарских островах. Впечатление оглушающее! Вечная весна. Острова родились из вулканов, порой кажется, что находишься на Луне: нет ни земли, ни пресной воды. Адский труд приложили жители островов, чтобы у них все цвело. Но больше всего потрясла канарская сосна — с иголками в 25-30 сантиметров каждая, и не по две вместе, как у нас, а по три. Растет она по склонам вулкана в безжизненной лаве, но притом снабжает весь остров водой: поднимаясь выше облаков, впитывает влагу. А природа позаботилась, чтобы под корнями проходили галереи, по которым стекают капельки. В сутки каждое дерево вырабатывает десять литров воды. И еще одно уникальное качество: сгорев до самого корня, это растение может… зазеленеть вновь. Я видел сгоревший лес на вулкане Тейде: обугленные, черные стволы, а на них — зеленые иголки. Лишь бы корни сохранились. Какая благородность, и какая нужность! 

- Можно сказать, что и вам удалось вернуть театр к полноценной творческой жизни после не то чтобы пожара, но уж точно незавидного состояния. Когда вы в 2002 году вернулись на пост худрука, не было ни сбалансированной по возрасту труппы, ни приемлемых материальных условий… Давайте сегодня вспомним, как удалось тогда совершить поворот к стабильности. 

- Да, труппа пополнилась сильно. Но должен отметить, что и в этом вопросе, и во многих других, не менее важных, я получил значительную помощь от областного комитета по культуре во главе с Валерием Рудским, а через него — от администрации и ее главы Александра Михайлова. Например, появлению «Золушки» и ближайшей премьеры — «Ромео и Джульетты» — очень помог губернаторский грант. Правда, спектакли все равно стоят дороже, но очень много финансовых вопросов эта помощь сняла. Обещаю, что подобные зрелищные проекты будут появляться и впредь. Также театр получил несколько квартир, благодаря чему появилась возможность приглашать актеров из других городов. Удалось привлечь тех, кто, с моей точки зрения, украсил коллектив: Александр Швачунов и Галина Халецкая, Елена Гордеева и Евгений Сетьков, может, кого-то забыл. А также возвратить из Челябинска Евгения Поплавского. Каждый раз труппа становилась все разнообразнее и мобильнее. Плюс к тому, — хотя кое-кто относился к начинанию с иронией, — у меня работают десять выпускников Курского колледжа культуры, из них половина заняла ведущее положение: Светлана Сластенкина, Людмила Акимова, Даша Ковалева, Максим Карпович, Дмитрий Баркалов, который прекрасно себя проявил в «Обыкновенной истории», Сергей Тоичкин, очень хорошо показавший себя в «Мышеловке»… То есть и молодежь к нам двигается. 

- К слову, о грядущей премьере шекспировской трагедии в постановке Никиты Ширяева. Вы принимаете участие в рабочем процессе?

 - Только советами. Режиссер опытный, сам знает, как надо делать. Что-то он может спросить, но я не влезаю: нет у меня такой манеры, да и в договоре запрещено. И это, по-моему, правильно: не нравится — не приглашай, ставь сам. 

- А чем еще порадует сезон 2013 — 2014 годов? 

- После Шекспира ставим музыкальную версию комедии Аристофана «Лисистрата». Ее не раз пересказывали: и Леонид Филатов, и Назым Хикмет, а когда-то я ставил советский водевиль на тот же сюжет — «Женский монастырь», где главную роль играл молодой тогда Евгений Поплавский… Теперь это будет мюзикл, но пьеса не изменена. Смысл прост: женщины восстали против того, чтобы воевали их мужчины, — и победили. Задача театра в том, чтобы вышло занятно, «заводно», словом, интересно. Затем выпустим «Портрет Дориана Грея» по знаменитому произведению Оскара Уайльда. Далее — молодежный фарс, он так и называется «Молодые люди». И, наконец, вернемся к нашему любимому Александру Николаевичу Островскому: «Правда — хорошо, а счастье — лучше» станет последней премьерой сезона. Публика разная, а театр в городе один, и надо соответствовать разным вкусам. Для меня главное — чтобы каждый спектакль доставлял удовольствие зрителю. А определить, что же именно сегодня будет интересно, — процесс весьма трудоемкий. Но жить без этого нельзя, потому что мы работаем не для фестивалей, не для критиков, — только для публики. 

- И напоследок: есть ли у вас не осуществленная пока большая мечта — не то чтобы о новом здании, но о чем-то глобальном? 

- Мечтать надо реально, о том, что может произойти. Вот по поводу той же пристройки к зданию по давнему проекту архитектора Виктора Семенихина, — чтобы у нас были склады, гаражи и так далее… Понимаю, что это при моей жизни не состоится. А может быть, и никогда. Мечта же у меня одна — чтобы зал каждый вечер у нас был заполнен на сто процентов. Пока этого нет, хотя по продаже билетов в сравнении с другими театрами мы в лидерах, где-то на втором месте, если брать все регионы, кроме Москвы и Петербурга. Считаю, что наша профессия существует только ради того, чтобы приходил зритель. 

Беседовал 

Павел РЫЖКОВ

 Биографии строки 

Юрий Валерьевич БУРЭ родился 14 августа 1938 года в Куйбышеве (ныне Самара) в театральной семье. Окончил в 1967 году режиссерский факультет знаменитого ГИТИСа (Москва). Работал в театрах Волгограда, Орла. С 1982 по 1998 гг. и с 2002 года — главный режиссер, затем художественный руководитель Курского драматического театра имени А. С. Пушкина, где поставил более 50 спектаклей. Народный артист и заслуженный деятель искусств России. Лауреат Госпремии РСФСР, премий Министерства культуры, Министерства внутренних дел, ЦФО, имени А. П. Буренко. Награжден орденом Почета. Среди наиболее известных работ: «Святой и грешный», «Люди, которых я видел», «Разыскивается опасный преступник», «Маскарад», «Крестный отец», «Босиком по парку», «Сирано де Бержерак», «Жертвы века», «Традиционный сбор» и еще целый ряд спектаклей самых разных жанров. 

Слово друзьям режиссера 

Владимир БЕЙЛИС, народный артист и заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства РФ, режиссер-постановщик Малого театра, профессор: 

- Юрий Валерьевич — мой старый друг и соратник, всю творческую жизнь мы были духовно вместе, а в последнее время нас еще теснее сблизили обменные гастроли Малого театра у курян и Курского — в Москве. Это очень талантливый режиссер, очень порядочный человек. И немаловажно, что он еще и замечательный художественный руководитель, способный сплотить коллектив. 

Валерий ПОДГОРОДИНСКИЙ, заслуженный деятель искусств РФ, заместитель художественного руководителя Малого театра, театральный критик: 

- Мы познакомились в 1962-м, Юра учился на режиссерском факультете, а я на театроведческом. Среди сверстников он сразу стал заметен: много читал, много замечал, выделялся высокой подготовленностью, хотя талантливым был весь курс. Потом мне довелось посмотреть много его замечательных спектаклей, но особенно потрясла военная постановка по Сергею Смирнову. Когда в 1982 году Юрия Бурэ утверждали в Курский театр на коллегии Министерства культуры РСФСР, как тогда было заведено, то мне, служившему там, было легко и приятно представлять эту кандидатуру. Некоторые критики говорят, что, мол, его театр консервативен. Зато зритель знает, что получит не фигу в кармане и не ребус, а живящую «встряску» особым электричеством человеческой души. Словом, Юра — достойный ученик выдающегося педагога Марии Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей самого Станиславского. А еще Юре повезло, что его жена — замечательная актриса! 

Николай ФИЛИППЕНКО, профессор, заведующий кафедрой Курского государственного медицинского университета:

 - В течение последних десятилетий в творческой жизни нашего края были разные страницы. Вспоминается первое мое посещение спектакля в начале 60-х. Хотя играли замечательные актеры Андрей Буренко, Фредерика Горская, Виталий Стенин, в зале были лишь трое студентов (и я среди них), пять солдат да две бабушки-контролерши. С приездом Юрия Валерьевича в качестве главрежа все изменилось: вокруг него сформировался крепкий, растущий коллектив, основным ядром которого стали народные артисты Евгений Поплавский, Валерий Егоров, Лариса Соколова и другие. В связи с приближающимся днем рождения Ю. В. Бурэ хотел бы, как один из свидетелей ярких вех его пути, пожелать ему высокого и стабильного качества жизни и уверенной поступи в творчестве на долгие годы!

Павел Рыжков

Курский вестник