Главная страница-СМИ-Молодым везде у нас дорога!

Молодым везде у нас дорога!

12 июня 2013

Для всех людей, так или иначе связанных с театром, 2013 год ознаменовался юбилейной датой - 150 лет со дня рождения выдающегося русского актера, режиссера, теоретика сценического искусства К.С. Станиславского. Именно это событие сблизило театралов Курска - артистов и поклонников Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина, Курского государственного театра кукол, театра юного зрителя «Ровесник», студентов и педагогов Курского колледжа культуры. На сцене драматического театра им. А.С. Пушкина состоялся финальный этап конкурса актерского мастерства молодых исполнителей им. К.С. Станиславского «ВЕРЮ!». 

Инициатором проекта стал артист КГДТ им. А.С. Пушкина Евгений Сетьков. Идею он позаимствовал в Нижнем Тагиле, где служил до этого и где с 2007 года среди молодых актеров профессиональных театров проходит конкурс «Апарте». Не раз принимая участие и одержав победу в этом конкурсе, Евгений уже знал тонкости его организации и несколько лет жил с идеей воплотить нечто подобное в Курске. В 2013 году областной комитет по культуре заинтересовался предложениями, касающимися юбилейной даты. И тут конкурс молодых актеров, каждый из которых мечтает услышать заветное «Верю!», оказался кстати. Осуществить проект помогли комитет по культуре Курской области и Курское отделение СТД - обе эти организации приняли идею очень хорошо и оказали финансовую поддержку, выделив средства на разработку логотипа, печатную продукцию (афиши, билеты, дипломы) и призы конкурсантам.

 Изначально планировалось, что состязаться в сценическом мастерстве будут только профессиональные актеры. Но затем список расширили и изменили название на конкурс актерского мастерства молодых исполнителей: главный критерий для участников - возраст не старше 35 лет. Конкурсанты, подавшие заявки и прошедшие жеребьевку, получили домашнее задание: подготовить «визитку», монолог и музыкальную композицию. 

Конкурс дал возможность начинающим и просто молодым артистам раскрыть себя с тех сторон, которые еще не успел разглядеть режиссер. Три отделения - возможность трижды перевоплотиться до неузнаваемости и удивить зрителя, привыкшего к совсем иному амплуа любимого артиста. Особо отличились те, кто в этих целях использовал и музыкальный этап, выплеснув на сцену феерию мюзикла. Ольга Кондратенко, актриса Курского государственного театра кукол, специально для конкурса научилась ходить на пуантах (в «визитке» она позволила себе воплотить детскую мечту - стать балериной) и впервые в своей жизни исполнила песню под аккомпанемент живых инструментов - о чем трудно было догадаться: музыкальный номер конкурсантки произвел впечатление слаженной и опытной фолк-группы с индивидуальным колоритом.

 Все стремились достичь поставленной планки и преодолеть ее, старались и были к себе требовательны. Первостепенной задачей, конечно же, было заявить о себе. «Разумеется, думали о победе, но если уж таковой не состоялось, это не самое главное - главное опыт и навыки, приобретенные во время пути к победе», - делятся участники. 

Как профессиональное жюри, так и зрителя читающего и сопереживающего, порадовал выбор материала. Помимо качества, он впечатлял еще и своим диапазоном. Здесь было все: драма и комедия, отечественная и зарубежная проза, лирические отрывки и юмористические рассказы, классика и современные авторы. 

Конкурсантка Елена Цымбал, актриса КГДТ им. А.С. Пушкина, обратилась к неугасающей военной тематике и прочла «День победы среди войны» (И. Гаручава, П. Хотяновский). «Искала что-то близкое именно мне. Хотелось прожить и понять эти чувства», - объясняет Елена. И от ее пронзительного: «Я флейта-пикколо, флейта-пикколо, маленький изящный инструмент, и голос мой изнежен и слаб», - внутри становится так же холодно и больно, как маленькой героине, замерзающей в снегу. 

История монолога, выбранного другим участником, артистом КГДТ им. А.С. Пушкина, лауреатом второй степени Александром Олешней, непростая, как и само произведение. Погрузивший зрителя в восхищенное оцепенение и волнующее напряжение «Аккомпаниатор» М. Митуа давно лежал на полке - больше года назад он предназначался для участия в другом проекте. Проект не состоялся, а монолог остался у Александра в сердце и перед конкурсом очень своевременно и удачно напомнил о себе. 

Руководство драмтеатра им. А.С. Пушкина помогло организовать репетиции и все необходимые технические моменты. И, кроме того, огромное содействие было со стороны актрис театра: заслуженной артистки России Елены Гордеевой и заслуженной артистки России Галины Халецкой, которые помогли участникам - всем без исключения, а не только своим коллегам по сцене драмтеатра - отточить номера до безупречности. Галина Халецкая работала над музыкальными номерами и «визитками» конкурсантов, находя наиболее интересный способ их воплощения. Елена Гордеева отвечала за монологи, и к ней можно было обратиться за советом в выборе, решении, прочтении монолога. Победитель конкурса, артист КГДТ им. А.С. Пушкина Дмитрий Баркалов признается, что такие репетиции оказались очень полезны, на них было «убрано все лишнее и отполировано лучшее» (выбором Дмитрия стала бессмертная классика - монолог Хлестакова). Конкурсант Роман Рубанов, артист ТЮЗа «Ровесник», о работе над монологом («Баня» М. Зощенко) говорит так: «Благодаря ей (Елене Гордеевой - прим. авт.) и появился такой персонаж, какой возник перед зрителем уже на сцене. Ведь - если материал сравнить с домом - режиссер знает, где вход-выход, знает, как устроена комната, знает, куда надо идти, знает, когда надо идти и т. д., а актер уже решает "как": как он будет идти и какие приспособления при ходьбе использовать. Вот Елена Викторовна и показала мне "куда", "где", "почему" и "ради чего" - мне было интересно с ней войти в дом, который построил режиссер, и идти по нему...» 

Здоровое чувство конкуренции не убило дружескую атмосферу: участники не только помогали друг другу, но и ощущали себя хорошими, близкими знакомыми. Некоторых такой настрой впоследствии побудил объединиться для совместных номеров в гала-концерте, посвященном Международному дню театра и юбилею Курского отделения СТД. А это, в свою очередь, помогло любителям театрального искусства, прежде отдававшим предпочтение лишь одной из сцен, сблизиться и обрести желание глубже познакомиться с работами других курских театров.

 Победителями могут считаться все. Потому что обрели и приумножили своего зрителя. Потому что соревновались честно и самозабвенно. Потому что не боялись изобретать, быть искренними, новыми, не похожими на прежних себя. 

Роман Рубанов после конкурса подводит главный итог: «Мы победили уже потому, что все как-то сдружились за это время, сплотились. И это главное! В этом наша общая победа!» 

Конкурс явился хорошим стартом новой театральной традиции в Курске. Отсюда - решение не превращать его в единоразовое событие, посвященное юбилейной дате, и в следующем году снова собрать молодых и полных энтузиазма участников под эмблемой, с которой пристально и оценивающе наблюдает за их работой Константин Сергеевич. 

Страстной бульвар, 10. Выпуск №9-159/2013, Событие

Чекалева Кристина