Главная страница-СМИ-Борис Клюев: Я мыслю по-русски

Борис Клюев: Я мыслю по-русски

8 июня 2013

Он может быть офицером СС и ФСБ, президентом Америки, великим композитором. 

Бориса Клюева, одного из ведущих актеров Малого театра, зритель часто видит в сериалах. Но народная любовь к нему пришла еще 30 лет назад. 

Для актера ключевой стала отрицательная роль - шпиона Трианона в фильме "ТАСС уполномочен заявить...". А дальше пошли приглашения от режиссеров. Но главной для народного артиста России остается сцена Малого театра, на которую он вышел в 1969 году сразу после окончания театрального училища имени Щепкина. 

О съемках в кино, классическом репертуаре театров, отдыхе, чиновниках и дорогах корреспонденту ИА vRossii.ru рассказал народный артист России Борис Клюев. 

О классике

 - Многие считают, что классические произведения — пережиток прошлого, и театр должен идти в ногу со временем. Вы согласны с этим?

 - Я буду спорить с каждым по поводу классических произведений. Это вечный репертуар, актуальный во все времена. Я горжусь тем, что вырос на классических произведениях. Во времена Советского Союза раз в год каждый театр должен был на своей сцене ставить один советский спектакль. Малый театр тоже их ставил — это было обязательное условие. Играя в этих спектаклях, нужно было все придумывать, создавать иллюзию хорошей жизни в нашей стране, говорить о том, чего не было в действительности. А потом началась перестройка. Вроде бы вот оно время открытости — пробуй, твори, пиши! Но оказалось, что писать могут только о наркотиках, проституции и глубоком пьянстве, о котором уже даже не шутят. А зритель на это не пойдет. Он все это может посмотреть в ближайшей подворотне. Помню Лановой сказал, что хорошо, что у Малого театра есть Островский. Оказалось, что он, как и многие классики, актуален и сейчас. 

- Значит классический театр будет существовать и дальше? 

- Пока есть классика, проверенная временем, театрам будет что ставить. Помню, когда Госдума закупила наш спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе Александра Островского, такого приема я никогда не видел, а как смеялись депутаты. После выступления ко мне подошёл Владимир Жириновский и спросил: "Правда, что это все было написано у Островского?", на что я ответил: "Уже 150 лет назад". А возьмите Шекспира. Его произведениям 400 лет, и для каждого актера главная планка — сыграть его пьесу. А где современные Оттелло, Ромео, Гамлеты? Их нет. Ведь проходят сотни, тысячи лет, а остаются извечные понятия — любовь, ненависть, предательство. На этих понятиях стоят не только человеческие отношения, но и вся драматургия прошлого, настоящего и будущего. 

О кино и сериалах

 - Почему сейчас не снимают телеверсии спектаклей, да и фильмов по классическим произведения практически нет? 

- Все дело в деньгах и личных пристрастиях. Во времена СССР на телевидении был литературный отдел,благодаря которому снимались все спектакли всех театров. Но ТВ подчинялось государству. Была идеалогия. Сейчас нет понятия культура, идеология. Сейчас, чтобы снять спектакль или картину по спектаклю, нужны деньги. Государство не дает средств, а меценаты не вкладывают. Исключение — личные симпатии — жене нравится или сын - режиссер. Бывает и так, что деньги на съемку дают родители своим детям. Я знаю, когда мама дала своему сыну, выпускнику ВГИКа, средства на съемку фильма. Но одно дело бегать и кричать "мотор", и совсем другое – понимать, что именно ты снимаешь и для чего. Скорее всего, в ближайшее время этот вопрос не будет подниматься.

 - Было ли такое, что, выходя на сцену, вам кричали Николай Петрович, ассоциируя с главным героем сериала "Воронины"? Как с этим бороться? 

- Я давно уже в искусстве и у меня уже были этапные роли, которые запомнились зрителям. Это Рошфор в "Трех мушкетерах", Трианон в "ТАСС уполномочен заявить..". Помню на гастролях в Алма-Ате зал был переполнен, актеры сидели строго по значимости. В первом ряду сидели народные артисты, я с актерами без звания сидел во втором ряду, а совсем юные – в третьем. Началось преставление артистов. Назывались их звания и регалии, они вставали, а зал аплодировал. Потом перешли ко второму ряду, и как только произнесли мою фамилию, весь зал взорвался - это была просто атомная бомба - шквал аплодисментов. Весь первый ряд повернулся и очень долго с большим недоумением смотрел в мою сторону. И теперь, когда звучат в зале аплодисменты, а мы стоим на поклоне, то я всегда говорю коллегам, что мои поклонники изменились. Раньше это были девушки с цветами, а сейчас дети, школьники. Не знаю почему. Для них моя фраза "Египетская сила" из сериала - это какой-то магнит. До сих пор понять не могу, почему семейная комедия приобрела большую популярность у школьников. Зритель меняется. Но если и кричат, то к этому я отношусь только с юмором. Это приятно. 

- Вы сыграли много разноплановых ролей в кино. Есть роли которые запомнились? 

- Роли не запоминаются. Есть роли, которые для актера являются этапными. Для меня это роль в советско-французком фильме "Жизнь Берлиоза". Нас было, включая меня, всего три русских актера. Я играл композитора Вагнера. Когда начал сниматься в этой роли, увидел, что французы меня полюбили, и это дало мне большие внутренние силы. Тут я понял, что я хороший артист. До этого все было на уровне любителя. Я даже от Франции получил какую-то их премию за исполнение этой роли. Человеку важно самоутвердиться. К сожалению, фильм этот тихо прошел. Его пару раз в России показали и все. 

- Возможно угадать, станет ли роль успешной или нет?

 - Это практически невозможно. Когда брался за Ворониных, то я хотел просто заработать денег. И тут получилось, что это народный сериал. За исполнение роли Николая Петровича Воронина получил "ТЭФФИ". А до этого было несколько сериалов, где я очень смешно играл с Татьяной Васильевой, но они оказались не такими популярными. В судьбе актера большую роль играет "Его Величество Случай". 

- Кроме Америки, Франции, Англии, где еще удалось сниматься?

 - В Китае снимался. Играл главную роль генерала Лазотова. Это первый китайский детективный фильм, где присутствовало много движения и стрельбы. В переводе он назывался "Диверсанты идут на Алма-Ату". Написал сценарий японский разведчик. Но в России его не покажут. Он снимался специально для Китая. 

- В Голливуде не предлагали играть?

 - Нет. Актер должен знать язык. Я в трех фильмах на английском языке снялся и понял, что это бессмысленно. Я все равно мыслю по-русски. Мне это очень тяжело. Там выросло новое поколение молодых актеров из России. Там сейчас 120 человек. У них нет проблем с языком, но есть наша школа. 

О переквалификации


 - Несколько лет не утихают разговоры о том, что актеры должны пройти аттестацию. Нужно ли это делать и зачем?

 - Ко мне, как и к большинству актеров Малого театра, это не относится. Так как у нас у всех высшая категория. А вообще получается очень странная ситуация. С времен перестройки, более 20 лет, театром никто не занимался. Театры отдали на откуп художественным руководителям, которые были "царьками". Несмотря на то, что Министерство культуры заключает с ними договоры на год, три-пять лет, они все строят под себя. Приходя в новый театр, он обязательно приводит кого-то из актеров с собой. Но в театре на протяжении многих лет живут и работают другие актеры. И пусть они не играют главных ролей, но они работают. Создается дисбаланс, когда труппа организована не одним человеком. Приходит другой и приводит снова с собой. Дошло до того, что многие режиссеры, руководители театров не могут избавиться от этих пришлых, ненужных им актеров, вот просто так уволить, без причины, приговора. Замкнутый круг. Надо что-то делать. Аттестация — один из вариантов. Но этим должно заниматься Правительство в лице Министерства культуры. Это и возможность уйти от уравниловки в зарплате у актеров. Сейчас получают все одинаково, и те кто много играет, и те, кто мало выходит на сцену. 

О студентах 

- Борис Владимирович, вы начали преподавать сразу же после окончания училища имени Щукина. Вы сразу можете определить, будет ли толк из поступающего к вам на курс?

 - Сразу вижу - будет актер или он потеряется в серой массе. Прежде всего, это мой колоссальный опыт. Иногда бывают исключения. Но для этого и существуют три тура. Бывает такое, что поступающий перенервничал и не смог показать что-то. Зато во второй раз он полностью сделает так, как нужно. И наоборот. С первого раза показал классно, а потом доказывает, что это было случайностью. Любой профессионал, тем более в актерской профессии, сразу определяется. 

Об отдыхе 

- Как отдыхает народный артист России Борис Клюев?

 - Я не знаю, что это такое. У меня нет нормального, человеческого, отдыха. Я могу уехать на три дня на дачу и все это время там спать. Могу уехать в Италию, там посидеть, подышать свежим воздухом. Профессия актера востребована. Но сейчас ты нужен, а завтра - нет. Я должен думать о себе, о том, как жить, когда буду невостребован. Я привык жить хорошо и также хорошо хочу прожить и дальше. Поэтому я должен постоянно работать и зарабатывать. Если раньше, во времена СССР, я, имея звание народного артиста, не платил за 10 метров жилья, то теперь этого нет. Государство за звание не дает льгот и не доплачивает. Я человек упрямый, волевой, так просто не сдамся. Но может и настанет момент, когда у меня будет отдых.