Главная страница-СМИ-«Обыкновенная история» обещает быть не совсем обычной

«Обыкновенная история» обещает быть не совсем обычной

11 апреля 2013

13 апреля в драмтеатре имени Пушкина – премьера спектакля «Обыкновенная история», инсценировка Виктора Розова по роману Ивана Гончарова. Накануне премьеры наш корреспондент встретилась с режиссером-постановщиком – народным артистом России, лауреатом Государственной премии России Юрием БУРЭ и исполнителем главной роли – молодым актером театра Михаилом ТЮЛЕНЕВЫМ. 

Как ранее писали «ГИ», спектакль должен был выйти к юбилею Ивана Гончарова, в 2012 году, но в связи с юбилеем театра и подготовкой юбилейного вечера, а также поездкой на гастроли в Москву работа над постановкой была отложена. Сценарий Юрию Бурэ переделывать практически не пришлось, только слегка сократили по времени (трехактные спектакли сейчас редкость) и вернули некоторые сцены и реплики из романа Гончарова, убранные в свое время Розовым. Вместе с тем постановка все же обещает быть не совсем обычной: помимо событий на сцене на экран будет транслироваться видеозапись (видеосъемка и видеомонтаж – Александр Олешня).

 – Юрий Валерьевич, почему именно «Обыкновенная история», а не «Обломов» или «Обрыв»? 

– Век нынче такой. Как говорится в пьесе: «все занимаются деньгами, все занимаются личным благополучием – о душе все забыли». Знаете, как можно назвать это произведение? Это концерт для двух фортепиано с оркестром! Фортепиано – это дядюшка и племянник, а все остальное – оркестр. 

– Вы не стали «осовременивать» спектакль, как это практикуют многие режиссеры, переносить действие в наш век или одевать героев по нынешней моде? 

– Мне кажется, это уже стало таким штампом, что просто глупо это делать. Современной должна быть мысль произведения. А то, что Александр Адуев у нас появится в джинсах... Думаю, это просто примитивно. Я не поклонник этого. Может, я не прав, но мне кажется – это слишком уж указующий перст: «смотрите, это происходит сегодня!». Я считаю, должна быть какая-то ассоциация с сегодняшним днем.

 Михаила Тюленева зрители знают как Эудженио («Голодранцы и аристократы» Эдуардо Скарпетты), Дамиса («Тартюф» Мольера), а теперь в паре с Дмитрием Баркаловым – главная роль в «Обыкновенной истории». Артист родом из Новосибирска, выпускник Воронежской государственной академии искусств, в нашем театре – с 2010 года, здесь же работает и супруга Михаила – актриса Елена Цымбал. 

У актера – непростые отношения со своим персонажем... Впрочем, об этом лучше скажет сам Михаил:

 – Лично мне ближе образ мышления дядюшки. Если дядя Петр Иванович живет больше умом, то Александр – сердцем. Спектакль, в числе прочего, должен наталкивать людей на мысль о том, что все-таки необходима гармония – нельзя кидаться в крайности. Молодой человек воспитан в тепличных условиях, в ласке, в атмосфере вседозволенности. Из-за этого «тепличного» взросления он вырос немножко... не до конца. Он мало думает и много чувствует. В нем есть энергия, душа, чтобы просто переломить этот ненавистный строй. Однако к финалу приходит закоренелым подлецом. Такая вот очень неоднозначная фигура. Мне кажется, что получится что-то серьезное и интересное. И в этом спектакле, помимо очень серьезной морали, зрителю будет на что посмотреть! 

– Работа над спектаклем отразилась на вашей повседневной жизни? 

– Я больше почерпнул от дядюшки, мне ближе его сдержанность и рационализм, нежели эмоциональность Александра. Я стал вдумчивее и спокойнее. А персонаж... Я над ним работаю и буду работать еще долго. Надо понять и ощутить это кардинальное изменение человека. В конце он – самодовольный, напыщенный, самоуверенный. В общем, если такие вещи не очень получаются, надо копать, копать... Копать мы, я чувствую, будем еще долго. 

Итак, до премьеры остается совсем немного, и скоро вы, уважаемые зрители, увидите, что же получилось в результате таких глубоких творческих поисков, и оцените результаты работы актеров, режиссера и всех, кто трудился над созданием спектакля. 

"Городские известия"

Марина ФЕДОРОВА