Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-"Коль будешь в доброту и чудо верить, то счастье обязательно придет..."

"Коль будешь в доброту и чудо верить, то счастье обязательно придет..."

9 апреля 2013

Третий звонок рассаживает всех по местам, и на сцене Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина начинается волшебство.

 Премьерой 221-го театрального сезона стала музыкальная сказка для детей всех возрастов и, вспоминая Экзюпери, для взрослых, которые были детьми, - «Золушка» по известной пьесе Е. Шварца в постановке заслуженной артистки России Елены Гордеевой. Зрителей пригласили на самый настоящий королевский бал, и они не были разочарованы. Маленького зрителя не обманешь, перед ним не сыграешь вполсилы. А зритель постарше невольно станет сравнивать спектакль с фильмом-сказкой Н.Кошеверовой и М.Шапиро. Поэтому только кропотливая работа над деталями могла сотворить такое чудо, в которое поверят и дети, и взрослые. И что же? Все цеха потрудились на славу - и зритель безоговорочно считает правдивым и любимое Золушкой мороженое, и самые невероятные превращения. А режиссер, словно та самая фея, действительно вложила в спектакль убедительное и оттого еще более невероятное волшебство. 

Сотворение чудесной кареты происходит на экране, вмонтированном в декорации, при использовании мультипликации. Прием столь удачно сочетается с живым действием на авансцене, что трудно поверить в то, будто это первый опыт использования подобных технологий на сцене театра. Золушка же превращается из замарашки в красавицу в белоснежном бальном платье у нас на глазах, всего на секунду задержавшись у зеркала. И даже опытный взрослый зритель не сразу разгадает этот секрет: понятно, что на смену исполнительнице главной роли выходит другая актриса в том же костюме, но сам момент «подмены» действительно неуловим! И когда из зеркала появляется настоящая Золушка, а ее двойник превращается в отражение по ту сторону волшебного стекла, в первые минуты это воспринимается не иначе как чудо. Когда же Фея переносит каждого на девять минут и девять секунд в страну мечты, то радужное освещение, дым, задник сцены, превращенный в звездное небо, объемное звучание музыки воздействуют на зрителя, приобщают его к действию и заставляют погрузиться в воспоминания о самых счастливых минутах жизни. Чары Феи распространяются за пределы сказки и никого не оставляют в стороне.

 В «Золушке» место действия меняется часто и динамично. Казалось бы, можно использовать поворотный круг сцены, чтобы быстро перебросить персонажей из дворца в дом лесничего. Но в нашей сказке пошли дальше. Легко трансформирующиеся декорации выполнены на высоком уровне. В такт музыке (специально написанной для спектакля композитором Вадимом Шосманом) задник с часами, которые однажды пробьют судьбоносные двенадцать ударов, сменяется на зеркало или лесной пейзаж. А ворота сказочного королевства, открываясь, становятся кустами в этом лесу. Но не только музыка - тексты песен также написаны специально для данной постановки Сергеем Зыряновым. В курской «Золушке» поют все, и в уста каждого персонажа вложена песня, которая раскрывает его характер. Лесничий поет: «Какая-никакая, а все-таки семья», оправдывая присутствие мачехи в доме тем, что у ребенка должна быть мать. Мачеха же самоуверенно утверждает актуальную и нынче проблему: «Как известно, все решают связи». А Принц хотя бы песней старается наконец-то донести до своего ребячливого отца: «Ах, папа, вырос я большой, а ты и не заметил!» 

В спектакле нет маленьких ролей - даже гости на балу завораживают умением держать себя с особой статью. Еще более детально прописаны образы трубачей и привратников (артисты Дмитрий Баркалов, Дмитрий Жуков, Сергей Репин, Сергей Тоичкин), потому что именно они открывают для нас сказку. И за счет ярких костюмов и выразительных интонаций первое знакомство со сказочным королевством успешно задает тон нашему чудесному путешествию. Министр бальных танцев Падетруа (Михаил Тюленев) феерично влетает в одном из своих головокружительных па и поражает легкостью движений и пластичностью. Мальчик-паж (Алексей Поторочин) произносит ставшее хрестоматийным: «Я не волшебник, я только учусь», - и нисколько не смущает, что эту роль играет молодой человек, а не ребенок. В роли серебряно-белоснежной, в самом деле, будто вышедшей из зеркала, Феи предстали заслуженная артистка России Елена Петрова и артистка Любовь Сазонова. Наша героиня всем своим существом внушает вечную молодость, уверенность, утверждает право на существование чудес в этом мире. Мачеха - персонаж со стереотипными и ожидаемыми чертами. Поэтому в этой роли очень важно расставить акценты так, чтобы удивить и приковать зрительское внимание, а для этого нужно иметь особый внутренний стержень. Заслуженная артистка. России Людмила Мордовская и заслуженная артистка России Галина Халецкая из тех, о ком, можно сказать: живи обе актрисы в другое время и иди они впереди восстания - народ, движимый их энергией и харизмой, шел бы следом безоговорочно. Неудивительно, что мачеха в их исполнении легко установила в доме лесничего свои порядки. Властность, деспотичность и энергию выгодно подчеркнуло платье огненных оттенков с броским добавлением бирюзы. Дочери Анна (заслуженная артистка России Елена Гордеева) и Марианна (Арина Богучарская), под стать матери, завоевывают зрительское внимание утрированной выразительностью мимики и картинными истериками, которые принимаются маленькими - а среди них наверняка отыщутся и капризные - зрительницами на ура. Разноплановой и этим вызывающей интерес является трактовка двух персонажей в разных составах. В зависимости от подачи Лесничего (заслуженный артист России Эдуард Баранов и артист Андрей Колобинин) и Короля (заслуженный артист России Александр Швачунов и артист Александр Сидоров) - центральной фигуры сказочного королевства (т. е. квинтэссенции сказочности вообще) - каждый из двух составов приобретает особую интонацию. В исполнении Э. Баранова Лесничий выступает с более явно выраженными нотами отчаяния в голосе - что иллюстрирует семейные тяготы героя. В исполнении А. Колобинина - с интересным сочетанием мягкой решимости (терпеть деспотизм жены ради сохранения полной семьи) и робости; мы видим, что он не теряет надежды на то, что некий загадочный случай вернет тепло и мир его домашнему очагу. 

Короли также получились разноплановые. У А.Швачунова - с долей капризности, временами выражающейся в колкости интонаций. Неудивительно, что озорные и шумные мальчики в зале радостно встречают его, особенно коронное: «Ухожу в монастырь!». Но такой Принц, которого дал нам артист Е.Сетьков, мог вырасти скорее у отца-короля в исполнении А.Сидорова. Этот Король сам еще дитя, а поэтому его слова и поведение неопровержимо убедительны - ведь дети всегда ведут себя естественно. С собственной искренностью и особой доверительностью, как о чем-то на самом деле важном, он говорит об искренности Золушки. И в этой реплике: «Она говорит искренне!» - принципиальная разница между двумя королями проступает максимально. Король Швачунова как бы констатирует факт, а Король Сидорова действительно этому факту рад. Золушка (Светлана Сластенкина) и Принц (Евгений Сетьков) словно действительно вышли из сказки. С.Сластенкина является прекрасным воплощением героини не только с точки зрения соответствия амплуа, но и с точки зрения того количества душевного тепла и трудолюбия, которое сама актриса, словно Золушка, вкладывает в каждую свою роль. С этой девушкой могут и должны происходить чудеса, она и сама - чудо. Золушка чарующе танцует - и не сомневаешься, что она действительно могла поразить всех гостей на балу. Она поет трогательным и полным нежности голосом, от которого хочется верить во всеобщее большое счастье, и невольно вспоминается блоковское «Девушка пела в церковном хоре». Е. Сетьков фактурно безупречен для роли Принца, с интересной бледностью и выразительными чертами лица. В иные моменты статичность Принца, на первый взгляд, может показаться излишней, но это объясняется юношеской робостью персонажа, его неготовностью к взрослой жизни. Завораживающая сила ранее упомянутой сцены «девяти минут и девяти секунд счастья», когда признания уже дрожат на губах, но никак не сорвутся, сомнения Золушки из-за ее незнатного происхождения и робость Принца, подтверждают, что сценическая пара подобрана верно.

 По масштабу декораций, костюмов, технического оснащения, по крайне удачному распределению ролей и, соответственно, выразительной подаче образов, по режиссерской, музыкальной и хореографической работе волшебная сказка «Золушка» стала событием в репертуаре театра и культурной жизни города. Несмотря на то, что спектакль длится два часа (с одним антрактом), даже самые маленькие дети, затаив дыхание, заворожено следят за происходящим на сцене до самого финала - а это уже показатель, ведь нередко малыши начинают отвлекаться уже через полчаса. Постановка завоевала любовь не только маленьких зрителей, но и взрослых театралов, и каждый пожелал ей долгую жизнь, чтобы еще не одно поколение детей восторженно смотрело эту «Золушку». 

"Страстной бульвар, 10" Выпуск №6-156/2013

Чекалева Кристина