Главная страница-СМИ-Быть разным / Андрей Колобинин

Быть разным / Андрей Колобинин

6 апреля 2013

Трудно не заметить на сцене Андрея Колобинина, даже если его роль сводится к традиционному «кушать подано» - ведь даже в этом случае он старается сделать своего персонажа более объемным и запоминающимся, найти в нем что-то, интересное зрителю. Благодаря этому тот остается в памяти, наравне с основными героями. Ну а в тех спектаклях, где ему отведена центральная роль, Андрей Николаевич блестяще демонстрирует грани своего актерского таланта и в буквальном смысле царит на сцене. 

«Тартюф» Мольера в постановке Бориса Горбачевского - яркое тому подтверждение. Колобинину тут отведена центральная роль самого манипулятора и кукловода Тартюфа. 

Вкрадчиво-любезный и учтивый, холодный и безукоризненно-вежливый Тартюф - это воплощение классического образа безупречного злодея. Однако Андрей Колобинин открывает зрителю и иные черты своего персонажа. Равнодушный и мало эмоциональный, он совершенно преображается во время сцены признания в любви к Эльмире. Здесь актер являет нам совершенно иного Тартюфа - пылкого и страстного, готового сжечь своей любовью избранницу и терзаемого новым, доселе неизведанным чувством. Искусно управляющий страстями других, тут кукловод оказывается бессилен и сам становится заложником испытываемых эмоций.

 Признаваясь в любви Эльмире, Тартюф демонстрирует: ничто человеческое ему не чуждо. Но чувство любви для него опасно, так как делает манипулятора уязвимым. В итоге оно его и сгубило. 

Несмотря на свою роль обманщика, персонаж Колобинина оказывается едва ли не честнее иных героев пьесы. В то время, как остальные участники действа во имя своих личных целей надевают маски и лгут друг другу, строят планы, главным орудием которых является ложь, он честен перед собой, не кривит душой при общении с Эльмирой и, в отдельные моменты, открывается перед Оргоном. Открывается для того чтобы добиться своего, но тем не менее - искренность лжеца подкупает, и у зрителя в некоторой степени появляется даже симпатия к герою.

 Тартюф Колобинина - не просто отрицательный персонаж, бездушный и бесчувственный. С одной стороны он - обычный человек, обуреваемый страстями и пытающийся добиться своей цели. С другой - Тартюф предстает перед зрителем, как мистический персонаж, олицетворение зла и лжи. Атмосфера его присутствия на сцене ощущается, даже когда самого героя поблизости не наблюдается. Как и полагается искусному кукловоду, Тартюф в исполнении Колобинина, умело дергает за ниточки, заставляя остальных персонажей действовать по его сценарию. Достаточно вспомнить сцену разговора Оргона и Клеанта, где невидимый персонажам главный герой словно управляет хозяином дома. 

Финал спектакля можно назвать воистину феерическим. После одновременных признаний злодея и Эльмиры, герой вновь становится Тартюфом - безжалостным и холодным обманщиком. Он продолжит свое дело, но обманувшись в той, кого любил, будет жестоко мстить, не поддаваясь отныне чувствам. 

Андрей Николаевич, играя свою роль, дает ясно понять, что история Тартюфа еще не закончена. Но дальше герою придется жить уже своей жизнью, которую зрители не увидят. 

После окончания действия сложно остаться равнодушным к персонажу - настолько филигранно вывел его черты Колобинин. Можно испытывать неприязнь к ловкому обманщику или опасаться его, открывшего свое истинное лицо. Но кроме этого, просыпается и чувство сострадания и жалости к любившему и отчаявшемуся Тартюфу. Влюбленный злодей в исполнении Андрея Николаевича оставляет неизгладимое впечатление. 

Тому, как меняется герой по ходу действия спектакля, можно только удивиться. Однако, если перемены внутри личности персонажа, хоть и поражают, но все же воспринимаются зрителем как нечто, вполне естественное, то полное перевоплощение в другую роль, безо всякого намека на предыдущую, изумляет значительно сильнее. 

Так случилось и с ролью майора Тимофеева из «Соловьиной ночи» В. Ежова. 

Благородный, честный майор, преданный своему делу и стране - роль пусть и не главная, но значимая в спектакле. Здесь актер, блиставший в образе Тартюфа, меняется до неузнаваемости. Кажется, нет в нем ничего такого, что присуще злодею и аферисту. Напротив, майор Тимофеев является олицетворением чести и мужества. 

Майор не понаслышке знает о взаимовыручке и сострадании. Простого паренька, с которым, возможно, он знаком лишь поверхностно, герой готов защищать от несправедливой участи. Не скрываясь, он в лицо называет подлеца подлецом, но тем не менее до последнего надеется пробудить в нем совесть. 

Тимофеев, военный офицер, сыгран Колобининым настолько убедительно, что не поверить в этого героя просто невозможно. Вероятно, роль близка актеру еще и потому, что в юности он мечтал стать профессиональным военным, и именно идеальный образ такого офицера он попытался воплотить в спектакле.

Майору Тимофееву не чужды такие понятия, как офицерская честь и доблесть. Как отец-командир и как просто человек, он от всей души сочувствует главному герою и, наверняка, даже в какой-то мере понимает поступок Петра Бородина. Очень точно Колобининым передано отчаяние офицера, когда тот понял, что спасти невинно пострадавшего, не превышая своих служебных полномочий, он не может. 

Тимофеев - трезвомыслящий и здраво все оценивающий офицер. Оценивающий, скорее, не с позиции законов служебных, а с позиции законов человеческих. Поддержав замысел своего начальника, он в очередной раз показывает свою человечность, идя пусть и против воли главнокомандующего, но действуя по правилам совести. Являясь, по сути, соучастником должностного преступления, он, наравне с полковником Лукьяновым и подполковником Гурой, совершает подвиг: спасает мальчишку от трибунала. 

Разность и стремление быть непохожим на самого себя можно увидеть и в остальных ролях актера. 

В качестве примера можно рассмотреть и Лауренсьо в «Дурочке» (Лопе Де Вега). Здесь Андрей Николаевич выступает в роли, как и раньше, неоднозначной. Лауренсьо сперва предстает в глазах зрителя, как хитроумный молодой человек, стремящийся получить выгоду за счет других людей. С кажущейся легкостью он отказывается от любви к старшей сестре героини, в пользу богатства и обеспеченной жизни - ведь приданное «дурочки» гораздо больше, нежели приданное его дамы сердца.

 Колобинин и в этом воплощении весьма убедителен. Лауренсьо выстраивает и осуществляет хитроумную комбинацию. Объявляет о своих чувствах к главной героини, тем самым пробуждая в ней желание быть взрослее, умнее и таким образом меняет ее. Из легкомысленной девчонки Финея превращается в разумную и даже мудрую женщину. 

Андрей Колобинин убедителен и в тот момент, когда являет свою симпатию «дурочке», и тогда, когда пытается оправдать себя в глазах ее старшей сестры. Становится понятно, что несмотря на свою идею, Лауренсьо все же колеблется - не так легко ему отказаться от собственных чувств. Однако, поумневшая Финея оказывается ничуть не хуже, а порой даже привлекательнее его бывшей избранницы. 

Лауренсьо в этом спектакле не только действующее лицо. В некоторой степени Колобинин здесь играет роль рассказчика, кукловода, по сценарию которого играют остальные персонажи. Здесь, возможно, проскользнет некоторая ассоциация с Тартюфом. Но она будет не совсем верна. В то время, как персонаж комедии Мольера является в некотором роде мистическим, олицетворением лжи и действует в глобальном плане, цели Лауренсьо более приземленные, да и по достижении их эффект будет положительным для всех невольных участников затеи.

 Андрей Николаевич представил зрителю в целом неплохого по характеру персонажа. Открытый, дружелюбный и умный Лауренсьо, несмотря на, может быть, первоначальное не слишком благоприятное впечатление, впоследствии вызывает вполне заслуженные симпатии. Впрочем, возникают и определенные сомнения: на самом ли деле он любит Финею или продолжает притворяться ради осуществления своей задумки? Однако неподдельное восхищение Лауренсьо умом своей избранницы, его отношение к ней в итоге убеждает зрителя в искренних чувствах героя. Этот персонаж подобен Пигмалиону. Пробудив в своей Галатее голос разума, он сам попадает под власть ее обаяния, что в конечном счете идет ему только на благо. Как и всем остальным персонажам спектакля, которые, благодаря хитроумному Лауренсьо, обрели свое счастье. 

И этот характер разительно отличается от вышеприведенных, что позволяет снова восхититься тем, как искусно перевоплощается актер, становясь совершенно неузнаваемым в каждой из своих ролей. Сам Андрей Николаевич стремится не повторяться. Играя новых персонажей, ему хочется быть разным.

 Говорят, что лучшей похвалой для Колобинина и признанием его актерского таланта является фраза: «Таким я Вас еще не видел!». И эту похвалу он, на мой взгляд, заслуживает за многие свои работы.

Выпуск № 5-155 / 2013, Лица

Кореневская Ирина