Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-Новости-27 марта - Международный день театра!

27 марта - Международный день театра!

16 марта 2013

 О, Театр! Чем он так прельщает, 

В нем умереть иной готов, 

Как милосердно Бог прощает 

Артистов, клоунов, шутов.

 Зачем в святое мы играем,

На душу принимая грех, 

Зачем мы сердце разрываем 

За деньги, радость, за успех? 

Зачем кричим, зачем мы плачем, 

Устраивая карнавал,

 Кому-то говорим - удача, 

Кому-то говорим - провал.

 Что за профессия такая,

 Уйдя со сцены, бывший маг, 

Домой едва приковыляя, 

Живет совсем, совсем не так.

Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,

 Нам представлять в своем лице. 

Я мертв, но видно, что дышу я,

 Убит и кланяюсь в конце. 

Но вымысел нас погружает 

Туда, где прячутся мечты, 

Илюзия опережает 

Все то, во что не веришь ты.

 Жизнь коротка, как пьесы читка, 

Но если веришь, будешь жить, 

А театр - сладкая попытка 

Вернуться, что-то изменить.

 Остановить на миг мгновенье, 

Потом увянуть, как цветок,

 И возродиться вдохновеньем. 

Играем! Разрешает Бог! 

В. Гафт 

Античный театр 

Давайте попробуем представить мировое искусство без театра. От подобной мысли сразу исчезает ясное понимание, что же такое искусство в принципе. Если убрать хотя бы один аспект творчества, то целиком исчезнет и искусство, так как оно - интегрально. Театр же синтезирует в себе все творческие аспекты: музыку, живопись, архитектуру, выразительные средства литературы и выразительные средства человека, щедро подаренные ему природой. 

Помимо того, естественным образом являясь неотъемлемой частью культуры, театр становится досугом, без которого не может обойтись современный человек. Люди нуждаются в хлебе и зрелищах. А это, по сути, одна из функциональных задач театра, которая становится очевидной, если разобраться в происхождение термина. Понятие "Театр" произошло от греч. "theatron" - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в древней Греции, и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли. Первоначально же, рождение театра связано с обрядовыми играми, посвященными богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Последнему, из всего пантеона Богов, греки уделяли особое внимание. Дионис, считался богом творческих сил природы, виноделия, а впоследствии и вовсе назван богом поэзии и театра. На посвященных ему праздниках, распевали торжественные карнавальные песни, ряженая свита устраивала праздничное шествие, мазала лицо винной гущей, надевала маски и козлиные шкуры (оказывая тем самым почтение богу, он изображался в виде козла). Вот отсюда театр и получил свое начало. Из обрядовых игр выросли жанры: трагедия и комедия, являющиеся основой драматургии. Интересен тот факт, что в греческом театре все роли играли только мужчины. Актёры, которых на сцене было двое выступали в огромных масках и на котурнах (обувь на высокой платформе). Декораций не было. Женщины допускались на представления в исключительных случаях и сидели, как правило, отдельно от мужчин. 

Если в Древней Греции театр считался государственным делом, драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности, то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались с основным упором на зрелищность. А вскоре и вовсе их стали заменять гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Там же устраивались и более кровавые зрелища - массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверьми осужденных преступников. К этому времени театральное искусство окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер, а актеры: из уважаемых граждан перешли в самые низшие слои общества.

 Средневековый театр 

Средневековый или западноевропейский театр охватывает огромный период развития театрального искусства - десять веков: с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с 12 по 15 вв. (период развитого феодализма). Его развитие обусловливается общим историческим процессом развития цивилизации, и неотделимо от его тенденций. 

Средневековье было одним из самых тяжелых и мрачных периодов в истории. После падения Римской империи в 5 в. древняя античная цивилизация была практически стерта с лица земли. Молодая христианская религия, как любая идеология на своем раннем этапе, рождала фанатиков, боровшихся с древней языческой культурой и с театром в том числе, считая его пережитком язычества. В этот период для искусства в целом и особенно для театра наступили трудные времена.

 Ранние идеологи христианства: Иоанн Златоуст, Киприан и Тертуллиан называли актеров детьми сатаны, а зрителей - погибшими душами. Все ранее существовавшие светские театры были закрыты, все актеры, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны - преданы анафеме. Театральное искусство считалось ересью и попадало под инквизицию. Казалось бы, при таком режиме театр должен был исчезнуть с лица земли, но он выжил. Во многом благодаря странствующим труппам, которые скитались с импровизационными сценками по небольшим селеньям. И благодаря тому, что театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом. Государство не могло уследить за всем, поэтому элементы театра отчетливо просачивались через закон в обрядовых традициях многочисленных деревень. 

Например, в странах Западной и Восточной Европы проводились театрализованные майские игры, символизирующие победу лета над зимою, осенние праздники урожая. Со временем традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались фольклорные элементы, художественная сторона обряда приобретала все большее и большее значение, приближаясь к современному понятию о театре. Из народной среды стали выделятся люди, начинавшие заниматься играми и действами более профессионально. Из этого источника возникла одна из трех основных линий средневекового театра - народно-плебейская. Позднее эта линия получила свое развитие в уличных представлениях и сатирических фарсах.

 Другая линия средневекового театра - феодально-церковная. Она связана с изменением отношения церкви к театральному искусству и заменой запретительной политики на интеграционную. Примерно к 9 в., проиграв войну с пережитками язычества и оценив идеологические и пропагандистские возможности зрелищ, церковь начала включать элементы театра в свой арсенал. Именно к этому времени принято причислять возникновение литургической драмы. Тексты для драмы брались из евангельских писаний, звучали на латинском языке и их исполнение в актерском плане отличались, формальностью, строгостью и сухостью, с претензией на катарсис. Но не смотря на формальность исполнения, литургическая драма стала лазейкой театра к легализации. К 12-13 вв., в литургическую драму стали проникать фольклорные и бытовые элементы, комические эпизоды, народная лексика. Уже в 1210 папа римский Иннокентий III издал указ о запрещении показа литургических драм в церквах. Однако церковь не хотела отказываться от столь мощного средства привлечения народной любви. Литургическая драма трансформировалась в полулитургическую. Это была первая переходная форма от религиозного театра к светскому. Переходной формой между народно-плебейской и феодально-церковной линиями развития средневекового театра можно считать и вагантов - странствующих лириков, комедиантов из числа священников-расстриг и недоучившихся семинаристов. Их появление обусловлено литургической драмой - представления вагантов, как правило, сатирически пародировали литургии, церковные обряды и даже молитвы, заменяя идею смирения и покорности Богу прославлением земных плотских радостей. Ваганты преследовались церковью с особой жестокостью. К 13 в. они практически исчезли.

 Третья линия развития средневекового театра - бюргерская. В средние века появились единичные, робкие попытки создания светской драматургии. Одна из самых первых форм светского театра - поэтические кружки "пюи", вначале имевшие религиозно-пропагандистское направление, позже ставшие светскими. Участник аррасского "пюи", французский трувор (музыкант, поэт и певец) Адам де Ла-Аль, написал первые средневековые светские пьесы - "Игра в беседке" и "Игра о Робене и Марион". Он фактически был единственным светским драматургом раннего средневековья, поэтому говорить о каких бы то нибыло тенденциях не приходится. 

Театр возрождения 

В период эпохи ренессанса, изменения в сфере искусства связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности возрождения. Уже сам термин (франц. renaissance - возрождение) провозглашает основной принцип: возврат к классическим образцам античного искусства. Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий - развитием науки и техники. 

Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. Был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания - ранговый или ярусный. Это дало театральному искусству новые возможности, в том числе акустические. И как результат, привело к становлению и бурному развитию новых театральных форм - классической оперы и балету. Новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое, поэтому получили толчок к развитию новые принципы театрально-декорационного искусства - создание живописных декораций с перспективой. Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные задачи освещения сцены - играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требовали своего практического воплощения. Благодаря этому вырос ряд новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т.д. 

Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива. Таким образом, конкурентная борьба во многом обусловила развитие разнообразных жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса. Например, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок (комедия дель арте). В Англии один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры ("Глобус", "Куртина", "Роза", "Лебедь", "Фортуна" и др.). В Испании продолжал пользоваться огромным успехом религиозный театра - auto sacramental. В Германии активно развивались искусства мейстерзингеров - фастнахтшпили (масленичные представления) и фарсы. В Европе отчетливо ощущались признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран: растущая конкурентная борьба за зрителя обусловила широкую "гастрольную" практику мобильных актерских трупп (преимущественно итальянских и английских).

 В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа театров: репертуарный театр (когда стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов) и антрепризный (когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты). Далее, практически до конца 19 в. развитие театра шло преимущественно под сменой эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и т.д. 

Современный театр 

Преобразования театра в 19 в., обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны конкурентами театра. Однако театр не сдался, именно конец 19 - начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности. В это время появляется новая театральная профессия, на сегодняшний день ставшая в театре основной, - профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха - театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: недостаточно только профессионального исполнения спектакля (актерская работа, сценическое оформление, шумовые и световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. В следствие этого, В теорию и практику театра входят новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д. 

Новая концепция театра оказалась чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере театральных систем К.С. Станиславского, а также М.А. Чехова, активно развивающихся в России в начале 20 в. Мощное определяющее режиссерское начало превращает эти системы основополагающими для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского мастерства. Новая концепция режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса, превратилась в главного автора, творца фильма. По праву можно сказать, что режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению сакральности театрального действа. 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА

 В истории русской художественной культуры, в истории духовной жизни русского общества театру принадлежит исключительно важное место. Постоянный профессиональный публичный театр возникает в России в силу ряда исторических причин лишь в середине XVIII века. Этому рубежу в истории русского театра предшествует, однако, многовековая предыстория — устная народная драма, родившаяся из хороводных игрищ, творчество народных лицедеев-скоморохов, литургическая драма, драматургические и сценические опыты школьного и студенческого театра, возникновение полупрофессионального городского демократического театра, наконец, неоднократные попытки создания придворных трупп с участием русских актеров и первые публичные представления в начале XVIII века. Богатая самобытная национальная традиция и усвоение опыта европейского театрального искусства, живая связь с общественными потребностями эпохи позволяют русскому профессиональному публичному театру, возникшему из двух встречных потоков — дворянского просветительства и низового театрального движения, в удивительно короткие исторические сроки достичь художественной зрелости. Уже к исходу первой четверти XIX века русская драматургия и русское сценическое искусство поднимаются до классических вершин: в трагедии — пушкинский «Борис Годунов» и искусство Семеновой, в комедии — грибоедовское «Горе от ума» и творчество Щепкина. Вслед за тем гоголевская «натуральная школа» вызывает к жизни гуманистическое искусство Мартынова, а гениальный Мочалов потрясает современников, раскрывая в шекспировской трагедии трагедию своего времени. Небывало интенсивное развитие драматической литературы и сценического искусства привело уже в середине столетия к созданию Островским драмы нового типа («пьесы жизни») и к созданию могучей национальной школы реалистического актерского искусства. Этим была подготовлена почва для той революции в искусстве, которую совершили Чехов и Горький, Станиславский и Немирович-Данченко, революции, которая оказала огромное воздействие на весь ход мировой художественной культуры XX века.

 Первые попытки написания истории русского театра восходят к концу XVIII века. Уже в 1779 году появляется работа академика Якоба Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года», а в 1790 году публикуются «Записки, принадлежащие к истории русского театра» археографа и переводчика А. Ф. Малиновского. Обширный труд по истории русского театра предпринимает один из сподвижников Ф. Г. Волкова, выдающийся русский актер И. А. Дмитревский, однако работа его не была издана, а рукопись утеряна. На сведения, почерпнутые из этой рукописи, ссылаются в своих театральных воспоминаниях С. П. Жихарев, С. Т. Аксаков, А. А. Шаховской. В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и его историки», которая, по его словам, была написана на основании рукописи И. А. Дмитревского. В 1883 году вышла, также со ссылками на эту рукопись, «Хроника русского театра», составленная отставным актером, позже помощником режиссера и библиотекарем Иваном Носовым. Обе эти работы полны грубых фактических ошибок. 

Среди ранних попыток написать историю русского театра должна быть отмечена «Летопись русского театра», принадлежавшая перу драматурга и театрального чиновника П. Н. Арапова. «Летопись» охватывает историю театра от 1673 до 1825 года и содержит большой фактический материал, однако ее нельзя считать подлинно научной работой. Автор, очевидно, не проверял приводимых фактов, особенно касающихся начального периода становления театра, и допустил серьезные ошибки; последний раздел «Летописи» представляет собой личные воспоминания автора, отсюда субъективизм оценок, отсутствие сведений о многих первостепенных явлениях, упоминания о событиях маловажных. Также основываясь в значительной степени на личных впечатлениях, составляет А. И. Вольф «Хронику петербургских театров», охватывающую период с 1826 по 1881 год. 

Большой интерес к изучению истории русского театра проявляют начиная со второй половины XIX века крупнейшие русские историки и филологи — П. П. Пекарский, И. Е. Забелин, Н. С. Тихонравов, Алексей Н. Веселовский, И. А. Шляпкин, С. К. Богоявленский, В. Н. Перетц и другие. Однако в трудах историков театр рассматривался главным образом с этнографической точки зрения, как одна из форм бытового уклада; ученые-филологи сосредоточили свои интересы не столько на самом театральном искусстве, сколько на драматической литературе; ограниченность компаративистской методологии ученых сравнительно-исторической школы не позволила раскрыть самобытный национальный характер русского театрального искусства. При этом внимание исследователей привлекает почти исключительно ранний период становления театра в России.

 В 1889 году появляется фундаментальный труд П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия». Коллективная «История русского театра» под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса, задуманная как многотомное издание, свелась к выпуску в 1914 году первого тома, также посвященного начальному периоду истории театра. 

Единственной попыткой в дореволюционном русском театроведении дать общую характеристику всего театрального процесса, включая искусство XIX и начала XX века, явилась «История русского театра» Б. В. Варнеке. Эта книга содержит огромный фактический материал, но автор не сумел раскрыть движущие пружины театральной истории, ограничившись эмпирическим изложением фактов и отказавшись от их социального анализа, от осмысления идейной проблематики драматургии и актерского искусства. 

Первая попытка охватить всю историю русского театра, от его истоков до первых лет советского театра, была предпринята В. Н. Всеволодским-Гернгроссом в 1929 году в его двухтомной «Истории русского театра». Существенным недостатком этого труда было преувеличение роли чисто зрелищного элемента, связанная с этим недооценка драматургии и приравнивание любых видов зрелищ к театральному искусству. В известной степени недостатки эти были свойственны и следующей работе В. Н. Всеволодского-Гернгросса — учебному пособию «Краткий курс истории русского театра», вышедшему в 1936 году. 

Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Деятельность организации, согласно ее уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто. Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.