Главная страница-СМИ-Юрий Бурэ: «Лидерами продаж» у нас остаются комедии»

Юрий Бурэ: «Лидерами продаж» у нас остаются комедии»

10 апреля 2017

В конце марта свой профессиональный праздник отмечают те, кто его обычно для нас создаёт: актёры, режиссёры, словом, работники театра

А кто лучше всего может рассказать о творческих планах, экспериментах, актёрском и режиссёрском труде? Конечно же, художественный руководитель Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Юрий Бурэ.

– Юрий Валерьевич, а можно ли наш город назвать театральным?

– Пока нет. Мне кажется, что город можно назвать театральным только в том случае, когда на каждый спектакль будут проданы все билеты. У нас, конечно, ситуация складывается очень неплохая, как говорится, грех жаловаться. И среди театров России по численному показателю зрителя, который нас посещает, мы выглядим достойно. Но, тем не менее, нет предела совершенству. Как говорил один старый театральный директор: «Я буду очень доволен, когда в кассе задавят генерала».

– Грядёт очередной юбилей театра – 225-летие. Помнится, это уже не первый юбилейный день рождения нашего драмтеатра при вашем руководстве. А какой из них вам больше всего запомнился?

– Я застал два юбилея нашего театра – 200-летний и 220-летний. Каждый был хорош по-своему, так, например, на 200-летие к нам приезжали Михаил Ульянов, который в то время был председателем Союза театральных деятелей России, и другие именитые гости, да и 220-летие мы отпраздновали не менее достойно.

– В последнее время в Курском драматическом театре наметилась очень хорошая тенденция: популярной у зрителя стала классика. Как вы считаете, с чем это связано?

– Наверное, с тем, что театр выполнил одну из главных своих функций – просветительскую. И очень радует, что в нашем театре на классические спектакли, например, «Гамлет» или «Горе от ума», приходят подростки, причём с удовольствием досматривают до конца.

Кроме того, мы начали работу над пьесой Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Кстати, на курской сцене этого автора не ставили с 1982 года. И работая над пьесой, мы всё больше приходим к выводу, что Иван Сергеевич, как и многие классики, основательно оброс штампами. К примеру, что такое «тургеневская девушка»? Это летящая нимфа и до приторности положительная особа. Но, разбирая пьесу, мы поняли, что это далеко не так. Одна из главных героинь «Месяца в деревне» Наталья Петровна из-за своей всепоглощающей страсти, которую она не смогла смирить, сломала в пьесе жизнь всем, кто её окружает.

Работая над новым спектаклем, мы очень стараемся, но, как известно, о результате будет судить публика. Ведь как бы там ни было, а всё же «лидерами продаж» у нас остаются комедии: «Номер 13» Рея Куни и «Ктуба» Эфраима Кишона. И в данном случае я не осуждаю зрителя. У нас настолько суетная, серьёзная и не всегда радостная жизнь, что хочется прийти и отвлечься. Кстати, даже руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков в одном из своих интервью рассказывает, что за 10 лет у них больше всего денег собрал спектакль «Номер 13».

– А у вас как у режиссёра не было желания поэкспериментировать?

– Если вы говорите о том, чтобы вынести на сцену историю представителей сексуальных меньшинств, то тут и без меня «экспериментаторов» хватает. Ведь истинное мастерство режиссёра заключается не в том, чтобы каким-то образом шокировать публику. Будучи 15-летним мальчишкой, я увидел «Трёх сестёр» в постановке Владимира Немировича-Данченко и до сих пор не могу понять, чем этот спектакль так приковал моё внимание. Мне в память врезалась одна сцена: Солёный, которого играл отец Василия Ливанова Борис, уходя на дуэль с Тузенбахом, повернувшись спиной к публике, плачет. И всё становится понятно: он не хочет его убивать, но это надо сделать, чтобы освободиться от соперника.

– Помимо того, что вы художественный руководитель театра, вы ещё и преподаватель. Скажите, по каким критериям вы выбираете будущих актёров?

– Я смотрю на точтобы человек был органичен, внутренне подвижен и обаятелен. Вспомните наших великих актёров Евгения Леонова, Вячеслава Тихонова, Евгения Евстигнеева и других. Это же море обаяния! Как говорил один старый антрепренёр: «Если, стоя на сцене, мужчина, обращаясь к женской половине зала, скажет: «Иди сюда», и все к нему ринутся, это настоящий актёр!». А без обаяния этого сделать невозможно.

– А как вы считаете, почему у нас больше нет таких, как Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов?

– Я считаю, что в приёмных комиссиях знаменитых театральных вузов России появилась тенденция выбирать некий усреднённый вариант, то есть таких, как все. А ведь те актёры, которых мы с вами перечислили, обладают поистине яркой индивидуальностью, которая и делает из них по-настоящему больших артистов, из-за чего их невозможно перепутать с другими.

Мне вспомнился один случай. В годы учёбы в ГИТИСе мы с одним моим приятелем пошли на фильм «Председатель», где главную роль играет Михаил Ульянов. И мы настолько увлеклись, что опоздали на экзамен по актёрскому мастерству. Нас, сопливых студентов, в комиссии ждали Юрий Завадский, Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Мария Кнебель. И когда Мария Осиповна начала нас ругать, мы ей признались, что смотрели «Председателя» с Михаилом Ульяновым и не могли оторваться. Выслушав нас, она улыбнулась и ответила: «Понимаю». Вот вам пример воздействия силы актёрской индивидуальности.

– Вы ведь пишете стихи. Что вас вдохновляет?

– Я стихи писал очень давно, а сейчас сочиняю только поздравления. А вдохновляет необходимость оригинально поздравить юбиляра.

– Насколько мне известно, День театра вы встретите в городе Саранске…

– Да, наш театр едет на Международный фестиваль со спектаклем «Обыкновенная история» Ивана Гончарова. Подобные выезды нужны нашим актёрам, ведь это возможность показать себя и почерпнуть новые впечатления.

– Юрий Валерьевич, а что бы вы пожелали актёрам в День театра?

– Терпения, ведь, к сожалению, жизнь складывается так, что не все артисты играют то, что хотят и о чём мечтают. А в этом случае может помочь самостоятельная работа. Я нашим актёрам часто в пример ставлю наших заслуженных артистов Александра Швачунова и Галину Халецкую. Несмотря на то, что они неплохо задействованы в репертуаре, Александр и Галина также самостоятельно поставили на Малой сцене два спектакля. Поэтому нужно не сидеть на месте и сетовать на судьбу, а действовать.

 Курские Известия