Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Александр Кузнецов. Избранное.

Александр Кузнецов. Избранное.

15 марта 2017

В Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина проходит замечательная выставка художника - сценографа Александра Кузнецова. На выставке представлена разнообразная палитра творческих возможностей и талантов мастера - живопись, графика, макеты театральных декораций, эскизы костюмов к различным постановкам. 

Еще один подарок пришедшим на выставку - буклеты стихов Александра Кузнецова, художника - философа, размышляющего о смысле жизни, о пороках и добродетели, о любви и предательстве. Вот эта небольшая картина потрясла до мурашек, особенно вкупе со стихами

Исполнитель

Я не был Иудой, я не был Христом,
Я не был всесильным Пилатом.
Я просто стоял на посту под крестом,
Поскольку был римским солдатом.

Какое мне дело до этих бродяг?
Не я приказал их распнуть.
И мне поручили сущий пустяк -
Гвозди с изнанки загнуть.

Выставку открыл директор музея, Дмитрий Родионов. Он поблагодарил автора за его творчество, за бережное отношение к фундаментальным традициям, и в то же время, за творческий подход и большой вклад в развитие искусства отечественной сценографии.

Особо он отметил понравившуюся ему живописную работу "Бегство в Египет". Бумага, гуашь.
"Бегство в Египет" - при нерадостном сюжете такое солнечное, светлое произведение, дающее надежду на счастливое будущее.


На выставке представлены другие живописные работы на библейские сюжеты. 


В каждой картине чувствуется авторское, смелое прочтение ветхозаветной истории. 


В живописную канву вплетены цитаты из Библии и стихотворений художника.


Выступление Нинель Хасбулатовны Исмаиловой, куратора выставки было наполнено теплыми и добрыми чувствами к творчеству Александра Васильевича Кузнецова. Если посмотреть внимательно на эти макеты, представленных в музее, а их здесь 11 из 300 оформленных автором спектаклей, то видна их единая концепция, в которой каждый элемент работает на общий замысел. 

Инсталяции, выстраиваемые на сцене, тоже работают на основную идею. Стихи - это не хобби, это продолжение его работы, связанной со сценографией, они являются одним целым с художественной составляющей. На выставке показано множество работ, но ощущение тесноты пространства удалось преодолеть. Сегодня, когда театр атакуется рекламным дизайном, липовым сознанием, чрезвычайно важно показать нечто обоснованное, серьёзное. Именно это можно увидеть на выставке Александра Васильевича. 

Как написано в книге сценографа Эдуарда Кочергина, конструкция, как и композиция - не дело вкуса художника и не дело его прихоти, а это нечто подчиняющееся законам. 

Издать стихи - это была идея Нинель Хасбулатовны, которую Александр Васильевич поддержал не сразу, но потом согласился, и они выбрали чуть больше двадцати стихотворений для буклета. Буклет заканчивается четверостишием:

Одурманит вечер.
Фонари как свечи.
Белый снег как простынь.
До чего ж всё просто.

Взяла слово Люстик Ольга Николаевна. Заведующая литературно-драматургической частью Курского драматического театра. 

Она выразила благодарность за помощь и поддержку Александру Васильевичу в создании выставки и зачитала письмо художественного руководителя театра Юрия Валерьевича Буре. Приведу несколько цитат из письма: "С октября 2008 года Александр Васильевич работает в должности главного художника Курского драматического театра. Его профессия - одна из сложнейших. Совместно с режиссером, ему необходимо найти способ выражения замысла автора. И мне, как режиссеру, в этом плане очень повезло: Александр Васильевич всегда предлагает неожиданные, но в то же время интересные, уникальные решения..."

"Несомненно, и что немаловажно, у Александра Васильевича есть свой неповторимый стиль, который угадывается зрителем. В каждом спектакле, оформленном Александром Кузнецовым, возникает ощущение многоплановости, многослойности действия. Но в то же время присутствует легкость, конструктивность и лаконичность в декорациях. Традиционно у Александра Васильевича нет ни одного упущенного момента, ненужного лоскутка. Изысканная красота присутствует наравне с яркостью образов и наполненностью художественного стиля".

Выступил режиссер Александр Исаакович Коневский, с которым Александр Васильевич Кузнецов работал с давних пор. Они встретились 37 лет назад в Красноярском ТЮЗе на постановке спектакля "Сирано де Бержерак". На дворе был 1981 год и для всех был очень важен главный вопрос Сирано де Бержерака: Кто прав? "Кто не дожил до первой седины Или седеющий от первых унижений?" Саша Кузнецов, сибирский парень, смог ответить на этот вопрос. Спектакль был посвящен памяти недавно скончавшегося Владимира Высоцкого. Отношение Кузнецова ко времени поражает. Счастливое сочетание традиции и необычайной тщательности в отношении ко времени, в котором живет художник, режиссер и в котором живет спектакль. 

Вячеслав Николаевич Сорокин тоже работал более 30 лет назад вместе с художником, он отметил неповторимую целостность сценографических решений Александра Кузнецова. Виктор Олегович Шульц, актер, работал вместе с Александром Васильевичем в Рязанском театре, играл в спектаклях, оформленных художником. Он передавал большой привет от коллектива театра и сказал, что с тех пор никто из новых молодых художников так подробно не прорабатывал декорации к спектаклям. В театре его помнят и ценят до сих пор.

В зале были представлены эскизы костюмов к спектаклям

     

Общая фотография на память.


 Все выступавшие на выставке, проходящей в театральном музее имени Бахрушина, говорили об Александре Кузнецове, прежде всего, как о человеке театра, и выставка свидетельствует об этом в полной мере.  

Живой Журнал