Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Правда о бешеных деньгах

Правда о бешеных деньгах

14 марта 2017

Молоденькая красавица, привыкшая жить в роскоши и не задумываться о расходах, вдруг оказывается в труднейшей жизненной ситуации: отец продал последний загородный дом, чтобы расплатиться с кредиторами, а мать с горечью взирает на растущую с каждым днем пачку счетов…

Нет, это не сюжет очередной «мыльной оперы» и не трогательный эпизод из жизни дочери олигарха. Это начало комедии Александра Островского «Бешеные деньги», премьера которой на минувшей неделе состоялась в областном драматическом театре имени А.С. Пушкина.

Благодатная фактура
Постановщиком спектакля является Павел Прибыток, режиссер из Москвы. К слову, он работал с курской труппой впервые и был приятно удивлен.

— Плюс ко всему, сам материал оказался очень благодатным, — рассказывает Павел Владимирович. — А все потому, что автор пьесы гениален и поднимает столь актуальные для нашего времени темы. И это несмотря на то что драматург написал «Бешеные деньги» почти 150 лет назад. Поменялась только внешняя сторона жизни: костюмы, окружающая обстановка, но не человеческая сущность. Осталось такое же отношение к финансам, потребностям, которые никто не хочет усмирять, — с одной стороны, а с другой — не желает и трудиться для того, чтобы оплатить эти запросы. Некое бешенство, которое как было в обществе полтора века назад, так и осталось.

Трансформация
Режиссер также заметил, что в каждом из своих произведений Александр Островский демонстрирует поистине уникальное отношение к женщине.

— Это, во-первых, объясняется его жизненной трагедией. Первая жена драматурга умерла очень рано, — рассказывает Павел, — а во-вторых, Александр Николаевич хорошо знал психологию красивой женщины, потому что общался с большим количеством не только прекрасных внешне, но и очень умных и талантливых представительниц слабого пола.
Павел Прибыток также привел один интересный автобиографический факт из жизни Островского: тот любил сам читать свои пьесы, и дамские монологи при этом ему особенно удавались.

— Но Александр Николаевич был очень требователен к своим героиням, — отмечает режиссер-постановщик, — ведь огромное количество его пьес посвящено женщине, которая находится в центре внимания, и, попадая в определенную экстремальную ситуацию, переживает некую трансформацию.

Возьмем, к примеру, пьесу «Свои люди — сочтемся», написанную за 20 лет до «Бешеных денег». В ней героиня (Липочка) находится в похожей с Лидией (в спектакле эту роль в разных актерских составах сыграли Юлия Высочиненко и Дарья Ковалева) ситуации: молодая красавица, которой нужно выходить замуж, да так, чтобы существование было безбедным. Но Липочка поступает иначе — устраивает свою жизнь за счет родителей и забывает о них. Чего не скажешь о Лидии Юрьевне: да, в некоторых ситуациях она ведет себя несправедливо по отношению к Савве Василькову (Сергей Тоичкин), вступив с ним в брак лишь только для того, чтобы поправить свои финансовые дела. Но в финале она все же соглашается на условия супруга: переехать из Москвы в глухую деревню, чтобы научиться вести хозяйство и жить скромнее. А дальше Островский совместно с драматургом Николаем Соловьевым пишет пьесу «Женитьба Белугина», где главная героиня Елена — интеллигентная, сомневающаяся и глубокая женщина — приходит к выводу, что любовник ее использует, а истинный человек — муж.

«Мы их маним, а они нейдут»…
С другой стороны, Павел Прибыток отмечает, что Александр Островский не менее мастерски «выписал» в «Бешеных деньгах» мужские характеры. Ведь Лидия Юрьевна наивно полагает, что ее окружают очень состоятельные люди, и, попав в непростую ситуацию, она пытается искать у них помощи. И, конечно же, не получает ничего хорошего. От Егора Глумова (Евгений Сетьков) — лишь интриги и непристойные предложения, а от Ивана Телятева (заслуженный артист России Александр Швачунов) и Григория Кучумова (заслуженный артист России Эдуард Баранов) — горькое разочарование.

— А ведь за каждым образом своя трагедия, — говорит режиссер-постановщик. — Вот, к примеру, Григорий Кучумов. Он всегда блестяще одет, все его называют «князь». Но постепенно Островский открывает его тайну: все состояние Григория Борисовича в руках жены и племянниц, а ему выдается на день около ста рублей — на обеды и поход в «англицкий клуб». Но он делает «хорошую мину при плохой игре», каждый раз заверяя растерянную маменьку Лидии — Надежду Чебоксарову (эту роль играют заслуженная артистка России Галина Халецкая и заслуженная артистка России Людмила Мордовская): «Ежели деньги на наряды Лидиньке или обстановку в доме нужны будут — обращайтесь».
Не менее интересен и трагичен Иван Телятев, который так завидует в финале пьесы Глумову, ставшему распорядителем финансов у одной старой, но очень богатой тетушки. И именно он раскрывает Лидии Юрьевне тайну «бешеных денег»:

— Теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам. А прежде они глупей были. Именно такие деньги вам и нужны… бешеные. Вот и мне доставались такие — никак их в кармане не удержишь… Я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги. Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, — деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут…

Кошелек или любовь
— Пьеса «Бешеные деньги» писалась в эпоху реформ, поэтому в ней появляется так называемый «новый» или, вернее сказать, деловой человек — Савва Васильков, — поясняет Павел Прибыток. — Савва Геннадич не умеет красиво говорить комплименты дамам, да и, как замечает Лидия, «не вышел лицом» и «имеет мещанскую фамилию». Но Савва своим трудом с нуля зарабатывает себе состояние, когда остальные умеют его только проматывать.

По словам режиссера-постановщика, именно он становится настоящим спасением для Лидии Чебоксаровой. И не только потому, что сможет ее обеспечить, а потому, что искренне любит ее. Так автор задает зрителю еще один поистине вечный вопрос: так что же важнее — финансовое благополучие или все-таки настоящее чувство?

 ИА "Курск cегодня"