Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-"Чехов в джинсах"

"Чехов в джинсах"

20 февраля 2017

Как сделать классику интересной для молодежи? Этим вопросом, пожалуй, задавался не один учитель литературы и, конечно же, родитель. А Курский колледж культуры нашел на него ответ. Он оказался очень прост, как все гениальное: классику для молодежи должны представлять такие же молодые! Именно так поступил Алексей Воронцов, преподаватель специальности «Актерское искусство» Курского колледжа культуры, а в данном случае - режиссер и его студенты третьекурсники (руководитель курса - народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Бурэ).

Смелый эксперимент вылился в совместный проект Курского драматического театра имени А.С. Пушкина и Курского колледжа культуры. Вниманию зрителей был представлен спектакль «Мысли в моей голове» по произведениям А.П. Чехова.

Постановка оказалась настолько удачной, что теперь «Мысли...» будут показываться на Малой сцене и войдут в репертуар драматического театра.

Заявленный в программках жанр постановки - «раздумья в одном действии» - поначалу настроил публику на весьма серьезный лад. Поэтому многие в зале были удивлены, когда за открывшимся занавесом на разбросанных по полу пожелтевших от времени страницах книг босиком, в черных водолазках и рваных джинсах, перед ними предстали четыре парня и две девушки. «А причем тут Чехов и они?» - на миг промелькнула мысль.

И вдруг при отличном музыкальном сопровождении (режиссер-постановщик Алексей Воронцов использовал преимущественно композиции Яна Тирсена из киноленты «Амели», которые очень удачно вплелись в канву постановки) они начали не просто читать, а представлять в виде мини-спектаклей знаменитые рассказы А.П. Чехова: «Антрепренер под диваном», «Длинный язык», «Брак через 10-15 лет», «Толстый и тонкий», «Гость», «Психопаты», «Хирургия», «Размазня». И все это при практически полном отсутствии сценографии. Дело в том, что помимо вышеупомянутых страниц из старых книг на подмостках были еще три деревянных скамейки, которые, тем не менее, при умелом обращении актеров превращались то в скачущих лошадей, то в небольшой домик с окошком, то в мостовую на улице. Очень помогало в мизансценах и передвигающееся на колесах белое кресло. С одной стороны, такой минимализм очень удобен (особенно в финансовом смысле), но с другой - он же должен компенсироваться актерской игрой, иначе зрителю станет невыносимо скучно. Но на «Мыслях...» с публикой этого не произошло. Потому что помимо мастерски произнесенного текста классика, зритель также увидел в исполнении ребят замечательные пластические этюды.

Кстати, подобная манера постановки спектакля - при минимальных декорациях и костюмах - очень напомнила стиль театра МХТ имени А.П. Чехова, труппа которого гостила в нашем городе нынешним летом. Возможно, именитые гости вдохновили режиссера-постановщика сделать что-то подобное. Однако, пытаясь пойти по пути чеховцев, Алексей Воронцов очень рисковал, ведь при таких условиях актер должен быть мастером и нести слово автора так, чтобы зритель просто не замечал, что сцена пуста и на ней лишь пожелтевшие книжные страницы, а актеры босы и одеты в рваные джинсы.

И его риск оказался оправдан!

Начинающие актеры поражают своей бешеной энергетикой, отдачей, харизмой, страстью, движениями. Выкладываются они по полной. Их юношеский максимализм, безусловно, плюс спектакля, возраст ребят от 17 до 21 года! Они поняли и раскрыли Чехова по-своему, через свое восприятие, и открыли новые грани автора для зрителя.

Более того, создалось впечатление, что они вдруг вернули публике, увы, незаслуженно подзабытого Чехова.

Да, того самого Чехова - настоящего мастера, обладающего редким даром - вмещать в небольшой рассказ на одну страницу целую жизнь, как, например, в «Толстом и тонком», когда встречаются два бывших гимназиста и Тонкий начинает гордиться своим семейством, своей службой, посмеиваясь, замечает жене, что в гимназии зло подшучивал над приятелем, пока тот не называет свою должность... После чего все семейство Тонкого вдруг стало хором кланяться Толстому. Ах, чинопочитание, которое так актуально и сейчас...

Стоит только вспомнить рассказ «Гость», в котором главный герой - частный поверенный Зельтерский - никак не мог выпроводить назойливого посетителя своей дачи - отставного полковника Перегарина. Он уж и намекал, что ложится рано, и на то, что болен (причем, очень заразен!) и даже пытался читать ему нудный роман собственного сочинения, но гость упорно оставался. И тут хозяину дома пришла в голову счастливая мысль: попросить у назойливого посетителя взаймы! И - о чудо, гостя словно сдуло ветром.

Кроме того, ребята позволили публике вспомнить о том, что как и любой классик, Антон Павлович пишет о вещах, которые актуальны сейчас и будут оставаться таковыми в любые времена. К примеру, рассказ «Размазня», в котором отец семейства выплачивает зарплату гувернантке своих двоих детей. Мало того, что он делает это, задержав оплату на целых два месяца, так еще и с огромными вычетами за те просчеты, которых учительница не совершала, но по слабости характера легко с ними согласилась. В конце концов, разъяренный «работодатель» замечает, что хотел преподать ей урок, толку от которого, увы, не получилось, многозначительно заметив в финале: «Да, пока есть на свете такие, как вы, сильным быть легко». В наши времена у данного слова множество других синонимов и «сильных» стало гораздо больше, чем в век Чехова.

Каждый актер в данной постановке поражает своей реалистичностью: Александр Аве, Наталья Беляева, Игорь Гонда, Александр Курицкий, Анастасия Окунева, Дмитрий Рыжиков. И я уверена, что впереди у ребят большой творческий путь!

Помимо самих рассказов звучали в спектакле и знаменитые чеховские изречения: «Человек - это то, во что он верит. Умный любит учиться, а дурак - учить. Нужно по капле выдавливать из себя раба»... и другие. К слову, режиссер-постановщик намеренно делает так, что с них начинается и ими заканчивается спектакль, словно напоминая зрителю о той самой краткости, которая является сестрой таланта, и о неповторимом гении Чехова. Да, и еще раз подтверждается, что Чехов может быть острым, новым, актуальным и разным.

Публика в конце спектакля аплодировала юным артистам стоя, и уже покидая малую сцену, замечала: «Ребята, спасибо вам за Чехова!»

Страстной бульвар, 10