Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Много сюрпризов для зрителей / Лариса Соколова (Курск)

Много сюрпризов для зрителей / Лариса Соколова (Курск)

16 декабря 2016

Лариса Соколова - яркая и самобытная актриса Курского драматического театра им. А.С. Пушкина, игра которой запоминается вне зависимости от размера ее роли. И, даже добившись значительных успехов на своем поприще, она не перестает совершенствоваться. Каждая роль Соколовой - это сочетание блестящего таланта и немалого жизненного опыта. Каждую историю актриса пропускает через себя. Возможно, именно поэтому она так убедительна на сцене.

Наиболее запоминающимся и любимым для курского зрителя является образ Ханумы, который Лариса Геннадьевна создала в одноименной пьесе А. Цагарели. Яркая, с искрометным чувством юмора, сообразительная и ловкая - такой предстает перед зрителями Соколова в этой роли.

Она умело балансирует между хитростью и откровенным нахальством. Ханума - женщина как оборотистая, так и мудрая, имеющая особую смекалку. Она занимается сватовством не только ради заработка. Для нее это своего рода искусство и актриса показывает, с какой любовью сваха относится к своему делу.

Не чужда ей справедливость, а также стремление помогать людям, которые этого заслужили. И здесь на первый взгляд выходит уже упомянутая мудрость под руку с хитростью. Соколова демонстрирует нам сообразительную женщину, которая к тому же относится к себе не слишком серьезно. И готова сама над собой посмеяться, если это нужно для того, чтобы помочь двум влюбленным.

Кстати, о любви. Есть у Ханумы и лирическая нотка в характере. Ее объяснение с Акопом (Валерий Егоров) дает возможность увидеть в свахе не дельца, а прежде всего женщину. С нелегким характером, знающую эту жизнь с многих сторон, понимающую и опытную. Эта новая открытая грань делает личность Ханумы еще более интересной.

Соколова создает героиню с историей, настоящей жизнью, которая простирается далеко за рамки спектакля. Свой жизненный опыт актриса успешно внедряет в каждую из ролей, что позволяет зрителю думать, размышлять о судьбе персонажей, созданных ею, и гадать: какой была жизнь героини до момента, наблюдаемого на сцене и как она сложится после?

Яркий, насыщенный подробностями и колоритный образ создала Лариса Геннадьевна в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше» по пьесе А.Н. Островского. Мавра Тарасовна в ее исполнении словно сошла с картин конца девятнадцатого века, повествующих о купеческом быте. И, глядя на нее, как-то забываешь, что Соколова - наша современница. Кажется, что она пришла из той эпохи, о которой идет речь.

Образ купчихи Барабошевой Лариса Соколова рисует разными красками, в зависимости от обстоятельств. Со слугами - властная и порой резкая. С бестолковым сыном - снисходительная, с внучкой - строгая, но любящая бабушка. И совершенно меняется героиня при встрече с Грязновым (Виктор Зорькин), показывая и мимикой, и интонационно совсем новую Барабошеву. Каждую минуту от нее ждешь чего-то нового, каких-то открытий - и получаешь их в полной мере.

Легко в этой роли уйти в полное самодурство, однако Соколова умело балансирует, чтобы зритель понял: ее Барабошева вовсе не вздорная купчиха, которая хочет, чтобы все вокруг плясало под ее дудку. Да, она порой чересчур строга по отношению к внучке, но это исключительно для блага последней: на самом деле Мавра Тарасовна желает добра своей Поликсене.

И хотя поначалу кажется, что Барабошева ничего дальше носа своего не видит, на самом деле это далеко не так. Она все понимает, мотает на ус, просто ждет своего часа. Актриса демонстрирует, что ее героине не чужда и справедливость, и в конце спектакля воздает всем по заслугам.

Режиссер спектакля Евгений Поплавский сумел передать атмосферу пьесы Островского, ее русский дух и колорит. Лариса Геннадьевна идеально в этот колорит вписалась, познакомив зрителя с истинно русской женщиной купеческого сословия.

Впрочем, с ролью польской пани Соколова справляется ничуть не хуже. В спектакле «Мораль пани Дульской»Г. Запольской актриса снова предстает в роли хозяйки дома - но дом этот разительно отличается от предыдущего.

Пани Дульская требует, чтобы все ходили на цыпочках, слушали только ее и вели себя прилично. Ей кажется, что она поборница высокой морали, однако, прикрываясь громкими словами, пани просто скрывает свое мещанство и, если в семье и царит какая-то мораль, то исключительно двойная.

Соколова перевоплощается в даму принципиальную, но не понимающую ошибочности своих принципов. Ее Дульская убеждена в том, что лишь она знает, как надо правильно жить и заставляет домашних существовать по своим правилам. При этом она не понимает, что для семейства является настоящим тираном.

Противостояние пани Дульской с сыном внешне выражено в виде заботы. Добрая и любящая мать искренне переживает за непутевого отпрыска, стремится наставить его на путь истинный. Но поскольку сама она заблуждается и в поисках истины идет явно не туда, то и сына тянет в неправильном направлении.

Здесь у Ларисы Геннадьевны, в противовес предыдущей роли, напротив, получается дама недалекая. Но при этом властная, которая никогда этой власти никому не уступит. Правда и здесь тоже актриса не пользуется одной краской, поэтому героиня оказывается не такой уж и однозначной. В какие-то моменты даже становится ее жалко, а в другие - начинаешь испытывать неприязнь к хитрой и самоуверенной женщине.

С учетом того, что Ханума и Мавра Тарасовна, напротив, скорее вызывают симпатию, остается лишь в очередной раз поаплодировать Соколовой за умение меняться на сцене. Причем иногда она умудряется сделать это в течение одного спектакля, вначале вызывая у зрителей возмущение, к концу становится едва ли не любимицей публики. Блестящий пример - Марселина из «Женитьбы Фигаро» П. де Бомарше. Сперва язвительная и едкая, она создает образ дамы, которая желает силой женить на себе красавца Фигаро и не останавливается ни перед чем. Соколова показывает, что ее героиня обладает достаточной смекалкой и склонна плести интриги, вступать в сговор - лишь бы добиться своей цели. Для этого актриса пользуется не только голосом и мимикой, но и создает образ при помощи выразительной пластики. Все ее движения как будто лишний раз подчеркивают настроение, созданное актрисой. И совершенно меняется Марселина, обретая давно потерянного сына. Здесь можно увидеть и растерянное раскаяние, и великодушие, и готовность прощать. Из мегеры Марселина превращается в добрую мать, которая снова готова пойти на все - но ради счастья своего сына и его избранницы. Лариса Соколова кардинально меняет и отношение зрителей к своей героине, пробуждая в сидящих в зале симпатию по отношению к доброй женщине, умеющей признать свои ошибки и исправиться.

Каждой из героинь актрисы хочется верить, настолько органично Лариса Соколова входит в образ. Наблюдая за ней, часто кажется, что в жизни она - точно такая же. Но потом приходит время нового спектакля, в котором на сцену выходит совершенно новая и другая Соколова. И становится понятно: у нее в запасе еще много сюрпризов для зрителей.

Страстный Бульвар 10