Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Что не сказал профессор, скажет Арлекин

Что не сказал профессор, скажет Арлекин

12 декабря 2016

Эта история могла бы произойти не только в пьесе Валерия Марро и на сцене нашего драматического театра имени Пушкина. Она может случиться где угодно: в мегаполисе или маленьком провинциальном городишке, в просторном особняке или малогабаритной квартире, в семье рабочего или банкира. Ее главным героем может стать человек зрелого возраста или едва вошедший во взрослую жизнь юноша. Ведь любви покорны все возрасты, перед ней распахиваются все двери, она дарит надежды и в корне меняет жизнь…

На днях артисты драмтеатра представили на суд зрителя премьеру, охарактеризовав ее жанровое своеобразие как «арлекиниада в 2-х действиях». Спектакль получился одновременно философским, побуждающим к размышлениям, и в то же время непринужденно-легким, почти воздушным, совместив в себе и тонкий юмор, и терпкую грусть. «Последняя роль Арлекина» – назвал свою пьесу наш современник Валерий Марро. Над ее постановкой усердно трудились в последние месяцы артисты.

– Поверить в то, что происходит на сцене, достаточно сложно потому, что в жизни мы это часто не встречаем, но при определенных условиях все возможно. Я старался сделать так, чтобы спектакль научил людей внимательнее относиться друг к другу, думать не только о себе, но и о своих близких. В сегодняшний день это очень важно, – рассказал режиссер-постановщик, народный артист России Юрий Бурэ.

Сюжет довольно простой, но одновременно с этим не лишенный интриги. В фокусе – любовь. Она повсюду, она многообразна и изменчива в лицах и характерах, ситуациях и мыслях. То жгучая, испепеляющая, лишающая рассудка и напрочь парализующая здравый смысл, то кроткая, нежная, подобная обволакивающей дымке. Главный герой пьесы – уважаемый в городе профессор Виктор Сергеевич Круглов, человек устоявшихся взглядов, отец взрослого сына и примерный семьянин неожиданно влюбляется в свою студентку Татьяну. Окрыленный, он плывет по волнам своих мечтаний о будущей счастливой жизни со своей избранницей, не догадываясь о том, какие трудности буквально через час постучатся в дверь его квартиры.

– Когда любовь посещает человека в зрелом возрасте, нет понятия «обычная» или «необычная» семья, – говорит исполнитель роли профессора Круглова, заслуженный артист России Виктор Зорькин. – Любовь может прийти к любому человеку, другое дело: как он обойдется с этой любовью и как ее воспримут окружающие.

Работая над постановкой, творческий коллектив постарался использовать необычную манеру изложения отдельных сцен, включив в них маски-символы, характерные для незаслуженно забытого, некогда популярного метода под названием «фантастический реализм». Свет, музыка, костюмы и душевная игра актеров вкупе и составляют удивительную картину происходящего на сцене.

– Физически было тяжело, – признается Виктор Александрович. – Второй акт особенно, там нужно прыгать, скакать, с креслом кататься, а когда утром и вечером одно и то же повторяешь, думаешь уже: «Ну хоть бы сил хватило!» Психологически тоже не просто: разборки главного героя с сыном, непонимание окружающих… Хотя я бы не назвал главной темой отношения отцов и детей, нет, это любовь!

Исполнитель роли профессорского сына Андрея Круглова Дмитрий Баркалов дерзость своего героя не разделяет и по-человечески сочувствует Виктору Сергеевичу. А вот Андрей эгоистичен и не желает воспринимать всерьез любовные переживания родителя.

– Мой персонаж говорит о том, как сильно он любил своего отца и хотел быть на него похожим, но как часто это случается в жизни, дети, которые хотят походить на отцов, парадоксально даже близко на них не похожи, – говорит Дмитрий. – Арлекина моему персонажу не жалко, а вот мне – Диме Баркалову – его очень жаль. Я думаю, спектакль будет интересен многим, ведь каждому человеку хочется заглянуть в чужое окно. Зритель, задавая себе вопросы: «А могло бы это произойти со мной? С моим отцом? С моей подругой?», конечно, задумается о своей жизни, и это хорошо, ведь театр должен побуждать к размышлениям.

Не хотелось бы раскрывать все карты разом, подробно рассказывая о поворотах сюжета и его разветвлениях. Ограничимся краткой констатацией событий, происходящих на сцене, а все остальное зритель увидит и прочувствует сам. В возлюбленную профессора Таню влюбляется его сын. Супруга Анна Васильевна Круглова узнает об измене мужа. В самый напряженный момент, когда все участники любовного треугольника оказываются под одной крышей, счастливый случай сводит расставшихся более 20 лет назад возлюбленных, и на фоне общего воодушевления героям кажется, что все само собой решилось. Но… Финальная сцена заставит зрителя пересмотреть свои догадки о концовке пьесы и чувствах действующих лиц, а возможно, даже достать из кармана носовой платочек, чтобы вытереть слезу.

 Курская правда