Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-СМИ-Семь криков, которые были услышаны на фестивале в театре им. Толстого

Семь криков, которые были услышаны на фестивале в театре им. Толстого

6 ноября 2016

«Люди всегда в масках, почему бы нам не попробовать их сбросить?» 

Представьте, где-то в бесконечно огромном океане вдали от всего, что можно считать обычной жизнью, плывет, по только ему известному курсу, мрачный корабль… Внутри есть люди. Восемь человек в банкетном зале за празднично сервированным столом. Но лица их не радостны. А на столе нет еды. И еще у них нет будущего. Есть лишь последняя ночь и исповедь перед себе подобными, как способ избавления от тяжелого груза, который теперь незачем и некуда нести. На палубе капитан. Он хозяин этой ночи. Его выражение лица бесстрастно, но что-то дает нам понять - он знает все о своих гостях. Капитан не знает жалости и не испытывает сомнений, наблюдая мучения этих людей. Должно быть у него есть веские причины на это. 

Представьте больше… Вы в числе пассажиров корабля на грустном празднике. Капитан смотрит на вас своим внимательным пронзительным взглядом, от него становится холодно и не по себе. Но капитана это не волнует. Он начинает говорить - он говорит о том, что вы виновны и поэтому умрете этой ночью. Умрете за других людей, которые ни в чем не виноваты. А вот вы виноваты. И вы сами это прекрасно знаете. А теперь вопрос… куда отправятся ваши мысли под напором грозного капитана? Есть ли у вас «багаж»? Каков он?  

Ну это так, немного философии, теперь к делу. 

12 октября в рамках 32-го Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» на сцене театра им. Толстого выступил курский драмтеатр со спектаклем «Семь криков в океане» по пьесе Алехандро Касона. Вас не было на этом спектакле? Вы многое пропустили. Спектакль стоит того, чтобы быть увиденным. Он обладает особенной мистической атмосферой. Сюжет затягивает: от начала и до конца выбудете вместе с героями на сцене - сочувствовать, чувствовать и переживать. Но и это не все… Спектакль заставит вас задуматься! А не это ли основная цель искусства? Вырвать внимание людей из круговорота будней и дать толчок для размышлений. «Семь криков в океане» Курского театра способен на это. Будет возможность -обязательно посмотрите. В конце концов, Курск от Липецка не так уж и далеко. 


Все актеры, задействованные в спектакле, отлично справились с задачей, поставленной режиссёром. Образы персонажей колоритны и многогранны. На сцене показана всего одна ночь, но в диалогах героев, раскрываются целые жизни, мы на самом деле видим, чем живут эти люди. Важный момент - когда внимание зрителей переносится на одного из актеров и другие находятся на заднем плане, все продолжают играть свою роль. Кажется, мелочь. Но это делает спектакль живым. К сожалению, часто можно встретить на сцене театров обратное.  
Особенная изюминка спектакля - актер Михаил Тюленев. Его роль не главная, на сцене он находится совсем недолго. Но его харизматичный монолог вносит свой неповторимый вклад в действие. И я сейчас говорю не о смысловой нагрузке его роли в сюжете пьесы, а именно об игре самого актера. Вот хороший пример того, как актер второго плана может повлиять на общую картину и внести яркий штрих в восприятие всего спектакля.  
Хочется отдельно остановиться на роли Старого капитана (Николай Щадрин). Того самого, который должен вызывать страх и держать в напряжении, ведь как иначе можно заставить восемь человек в ожидании смерти бездействовать и предаваться разговорам вместо того, чтобы пробовать хоть как-то спасти свою жизнь? Но в спектакле он не такой. Образу капитана не хватает жесткости. Если вам кажется мое утверждение сомнительным, прошу вас представить гипотетическую ситуацию – данный капитан пытается в реальности задержать каких-нибудь людей по мимо их воли. Если он будет делать это, как в спектакле - мягко, без напора, местами даже неуверенно, никто не будет его слушать, а просто оттеснив его плечом, уйдет. Не говоря уже об элите, которая представлена в пьесе - люди, которые привыкли, что им подчиняются, не будут слушать и воспринимать всерьез такого капитана. 
Это единственный момент, который, на мой взгляд, недоработан в спектакле. Все остальное почти безупречно, поэтому вернемся к воспеванию хорошего.  

 

 
Декорации и костюмы очень тщательно подобраны. Ничего лишнего и все не просто так. Каждая деталь несет свой смысл: черные одежды и белые одежды, семь зажжённых свечей, звездное небо над кораблем. Важным момент: декорации в течение спектакля не меняются, все действие разворачивается в одном месте. Но это совершенно не напрягает. Наоборот, придает нужный оттенок. 
И как положено во всех трагических спектаклях, должен быть какой-то светлый луч, намекающий, что не все так плохо. Вообще, в спектакле символ новой жизни - это рождение ребенка на корабле. Но это не единственное, что противопоставляется мрачной атмосфере безысходности. Есть еще кое-что: что-то чистое, светлое и необъятно огромное. Да, вы угадали, это любовь. В спектакле «Семь криков в океане» нам дарят спасение Хуан де Сантильяна (Сергей Репин) и Миранда (Дарья Ковалева). Очень понравилась сцена, где Миранда рассказывает Хуану о том, как встретила его на палубе. «Я первый раз в жизни была вдвоем… Солнце садилось, лучи были длинные-длинные, как на старых картинках. Вдруг я поняла, что все это прекрасно не само по себе, что такое бывает только когда смотришь вдвоем...» Невероятно впечатляющий момент. Спасибо, актерам за показанное чувство, в которое получается верить. 

 

Заядлый Театрал 

Фото: vk.com, Театр им. Л.Н. Толстого

lipetsk.ru