Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц
обычная версия сайта
Главная страница-Личности-Николай Григорьевич Резников

Николай Григорьевич Резников

Главный режиссер Курского театра в 1956 - 1972 гг., председатель Курского отделения ВТО РСФСР в 1959 - 1964 г.г.

Описание фото

Заслуженный артист РСФСР

НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ РЕЗНИКОВ

 (26.01.1909 – 1983) 

Родился в Таганроге. Закончив таганрогскую среднюю школу № 9, получил диплом технического чертёжника с индустриальным уклоном. Но любовь к театру победила индустриальный уклон и согласно Антону Павловичу: «В Москву… в Москву…». Поступил на актёрский курс Б.М. Сушкевича в ЦЕТЕТИС – Центральный техникум театрального искусства. Позднее техникум преобразован в известный нам ГИТИС – Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, ныне РУТИ – Российский университет театрального искусства. Проучился 3 года. Поехал в Ленинград поступать в институт сценических искусств на режиссёрский факультет. Это ЛГИТМИК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. 

В 1930 году получил диплом режиссёра-постановщика. Творческая деятельность молодого режиссёра начиналась в городе Златоусте. Служил в театрах: Таганрога, Ростова, Зернограда, в театре русской драмы Улан-Уде, Армавира, Тобольска. 15 лет - в 1940 – 1956 годах прослужил в армейском театре Дальневосточного военного округа в городе Уссурийске. И везде в трудовой книжке Резникова значится, что он служил режиссёром и актёром. 

За первое послевоенное десятилетие в Курском драматическом театре сменилось пять главных режиссеров и три очередных, т.е. фактически, ежегодно, ежесезонно, менялись творческие принципы художественного руководства и художественной направленности репертуара. Были удачи, но были и неудачи. Театру нужен был режиссер, который хотел бы не только самоутвердиться как творческая личность, но и хотел бы строить театр вместе с людьми, которые в нем служат, сделать театр интересным творчески как для себя, так и для зрителей. Такой режиссер нашелся. В 1956 году труппу возглавил Николай Резников. Приехал с Дальнего Востока. Поселился он с семьей прямо в здании самого театра, на улице Перекальского. Супруга – актриса Елизавета Газова.

 Недалеко от двери своей квартиры повесил вот такое объявление: 

«Кто пойдет наверх – на чердак попадет. 

Вниз на пол-этажа – в электроосветительную ложу. 

Еще вниз – за кулисы, в гримировочные. 

Кто от электро - ложи правую дверь откроет - 

К главному режиссеру в квартиру попадет. 

Милости просим!» 

Служителей театра такое располагает. 

А вот с власть имущими пришлось столкнуться. Первое, с чего начинает любой главный, это формирование репертуара. Николай Григорьевич предлагает Художественному совету сразу несколько пьес: «Василиса Мелентьева» А. Островского, «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Безымянная звезда» М. Себастиану, «Одна» С. Алешина. Хороший репертуар. Из-за последних двух пьес Резников вступает в конфликт с партийным руководством. В советской время все пьесы, предлагаемые для постановки, в обязательном порядке, читались в Обкоме партии. Прочитав пьесу «Одна», секретарь Обкома Т.И. Архипова сказала, что «пьеса дрянная, и ее ставить не нужно». Резников смог настоять на постановке, и спектакль имел успех у зрителей. К чести Архиповой нужно сказать, она призналась после премьеры: «Знаете, - сказала она, улыбаясь, - ваш спектакль завоёвывает сторонников…меня, в частности…». Эти записи - из дневника Резникова. Архипова была против и «Безымянной звезды». Но Резников ставит спектакль. Узнав о постановке пьесы Себастиану в Курске, посол Румынской Народной Республики в Москве М. Даль, прислал благодарственное письмо. Это укрепило связи с местным партийным начальством. С успехом прошли премьеры «Василисы Мелентьевой» с С. Талалаевой в заглавной роли и «Последней жертвы» А. Островского. 

Николай Григорьевич очень любил русскую классику. Но ни один сезон не должен обходиться без пьесы на историко – революционную или военную тематику. И Резников представляет на суд зрителей «Именем революции» М. Шатрова. Спектакль имеет успех. 

В 1959 году курский автор Валентин Овечкин приносит в театр пьесу «Навстречу ветру». Репетиции спектакля сопровождались большими творческими спорами. Премьера спектакля прошла успешно. Накануне Дня Победы, 7 и 8 мая, спектакль был показан в Москве и получил хорошие отзывы. Позже театр выпустил еще две пьесы Овечкина – «Летние дожди» и «Время пожинать плоды». Это были спектакли о людях труда, о послевоенном времени. «Литературная газета» за 1960 год писала о постановках пьеса Овечкина на Курской сцене, считая это своеобразным гражданским подвигом коллектива. 

При Николае Григорьевиче работали очередные режиссеры – Валентина Афонина и Алексей Кармилов. Они полностью поддерживали творческие начинания главного. Спектакли получались интересными. Интересными были актеры, которые радовали своим мастерством зрителей. Это Мария Черкесова, Василий Яковлев, Андрей Буренко, Виталий Стенин, Майя Качина, Римма Асфандиярова, Михаил Аленцев, Евгений Лашков, Александр Поцелуев… 

В 1959 году Резников ставит пьесу Алексея Арбузова «Иркутская история». Молодую героиню играет новая артистка театра Антонина Губардина. Играет так, что навсегда закрепляет за собой право быть одной из ярких актрис труппы. 

В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Николаю Григорьевичу Резникову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». 

В 1959 году Резников избирается Председателем Курского отделения Всероссийского театрального общества. Занимается общественной работой в течении пяти лет и передаёт председательство артисту Андрею Петровичу Буренко. 

Николай Григорьевич очень любил ставить классику и сам иногда играл. Ставит «Чайку» и «Дядю Ваню» А. Чехова, играет профессора Серебрякова; «Дети солнца» и «Враги» М. Горького, «Женитьбу» Н. Гоголя, много Островского, «Привидения» Г. Ибсена, «Антоний и Клеопатра» В. Шекспира. Шекспир и Ибсен были последними авторами режиссёра, нашедшими своё воплощение на Курской сцене в постановке Резникова.

 В 1972 году Николай Григорьевич принимает решение проститься с Курским театром и с театром вообще. С почетом и некоторой грустью простились с Мастером. 16 лет в Курском театре – эпоха режиссёра и актёра , заслуженного артиста РСФСР Николая Резникова. За эти годы в труппе появились талантливые артисты, режиссеры, в репертуаре - мировая классика и пьесы молодых драматургов. Эпоха творческих исканий, интересных постановок, эпоха стабильности труппы. 

Николай Григорьевич вместе с супругой Елизаветой Леонидовной поселились в Ленинграде в Доме ветеранов сцены. 

Скончались они в 1983 году. Похоронены в Курске.